Воздушные деньги

Вы никогда не задумывались о том, как формируются тарифы, скажем, на тепло? Оказывается, все очень просто - деньги с потребителей можно брать просто так - за «воздух», за услуги, которые никогда не предоставлялись.

18 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1720 от 18 март 2005

Раньше это называли «вентиляторы»

Вы никогда не задумывались о том, как формируются тарифы, скажем, на тепло? Оказывается, все очень просто - деньги с потребителей можно брать просто так - за «воздух», за услуги, которые никогда не предоставлялись.

Почему и «Дальэнерго», и другие монополисты так противятся установке в наших квартирах счетчиков? Просто счетчики воды, тепла, электроэнергии позволяют четко определить, сколько чего потрачено, и в результате платить не за «воздух», а за реально предоставленные услуги. Многие приморцы уже поставили в своих квартирах счетчики и в результате сэкономили для семейного бюджета неплохие деньги - десятки, а то и сотни рублей. Но ведь есть еще предприятия и организации, которые потребляют в тысячи, в десятки тысяч раз больше тепла, чем обычная приморская семья. И если на предприятиях что-то случается со счетчиками, платить за «воздух» приходится астрономические суммы.

Вот история, которая произошла недавно с одной телерадиокомпанией: в январе забарахлили два из трех установленных в телерадиокомпании тепловых счетчиков - обычная история, если учитывать качество горячей воды, циркулирующей в тепловых системах «Дальэнерго». Так как ремонт тепловых счетчиков - дело довольно долгое, телерадиокомпания предложила «Теплосбыту» заплатить за январь и февраль по средним показаниям приборов: обычно в зимний период телерадиокомпания потребляет теплоэнергии примерно на 220 тысяч рублей в месяц. Но «Теплосбыт» решил иначе: расчет был произведен по проектной нагрузке, которая должна составлять около 645 Гкал (реально потребляется не более 230 Гкал). Заметим при этом, что проектную нагрузку рассчитывает не независимая структура... а сами теплосбытчики. И в январе со счетов телерадиокомпании было списано более 620 тысяч рублей. Правда, здорово: 400 тысяч рублей в месяц за тепло, которое никогда не производилось и никогда не поставлялось. 400 тысяч - за «воздух».

Руководитель телерадиокомпании написал руководителю энергетиков г-ну Мяснику, но его заместитель телерадиокомпании в ее просьбе отказал: для энергетиков «воздушные» 400 тысяч - большие деньги.

Тепловые счетчики в телерадиокомпании наладили, в марте тепловикам из «Дальэнерго» заплатят реальные деньги, но кто даст гарантию, что эти счетчики не закапризничают снова? Если учесть, что эта телерадиокомпания - по приморским масштабам среднее предприятие (и для нее 400 тысяч непонятно за что заплаченных денег - приличная, хотя и не смертельная сумма), то становится понятно, как из воздуха можно прилично зарабатывать.

***

Комментарий ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания»:

- В данном случае «Дальэнергосбыт» поступил в полном соответствии с действующим законодательством и договором теплоснабжения, заключенным с телерадиокомпанией. У телерадиокомпании вышли из строя приборы учета тепловой энергии (теплосчетчики). Следить за их технической исправностью - обязанность телерадиокомпании. Согласно пунктам договора теплоснабжения в случае непредоставления абонентом данных приборов учета или их технической неисправности начисления за потребленную теплоэнергию рассчитываются в соответствии c проектной нагрузкой. В свою очередь, эти нормативные расчеты основываются на утвержденных правительством РФ правилах учета тепловой энергии и теплоносителя. Поэтому вести речь о том, что энергокомпания требует каких-то денег сверх того, что идет за оплату отпущенного тепла, просто некорректно. Мы уверены в правомерности своих действий и готовы обосновать их, в том числе и в суде.

Что касается претензий автора к качеству горячей воды, поступающей от ОАО «Дальэнерго», хотим отметить, что в тепловых сетях энергокомпании работает аттестованная производственно-техническая лаборатория, в задачи которой входит постоянный контроль над качеством горячей воды. Кроме того, работа тепловых сетей постоянно контролируется санитарно-эпидемиологическими службами, и за последние несколько лет претензий к качеству горячей воды со стороны этих служб не поступало. К тому же следует добавить, что «Дальэнерго» является не единственным ответчиком за качество горячей воды. За состояние тепловых сетей внутри кварталов и жилых домов отвечают муниципальные тепловые сети и ЖЭУ, за состояние теплосетей в зданиях организаций и компаний - владельцы этих зданий.

Вызывает недоумение и фраза о том, что «Дальэнерго» якобы «противится установке в наших квартирах счетчиков». В действительности энергокомпания очень заинтересована в установке потребителями приборов учета тепловой и электрической энергии. Установка современных приборов учета позволяет вывести отношения между абонентом и энергокомпанией на более высокий уровень, более точно контролировать качество и количество поставленной энергии, что выгодно и потребителям, и энергетикам. Достаточно сказать, что ОАО «Дальэнерго» в этом году приступило к реализации широкомасштабной программы по внедрению автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ).

Олеся ШАКЛЕИНА, советник генерального директора ОАО «ДВЭУК» по работе со СМИ

Автор: Егор ТРУБНИКОВ, специально для «В»