Ребенок как Мессия,

Что такое детское счастье? Это когда ты растешь в семье, рядом с самой любимой, самой доброй, самой заботливой, самой красивой мамой. Она тебя и приласкает, и пожалеет, и поцелует. Она самая лучшая в мире! К сожалению, такая жизнь может только сниться многим детям нашего края, и не потому, что они растут без мам. Просто их мамы - наркоманки и наркоторговки.

17 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1719 от 17 март 2005

или Зачем наркомамке дети?

Что такое детское счастье? Это когда ты растешь в семье, рядом с самой любимой, самой доброй, самой заботливой, самой красивой мамой. Она тебя и приласкает, и пожалеет, и поцелует. Она самая лучшая в мире! К сожалению, такая жизнь может только сниться многим детям нашего края, и не потому, что они растут без мам. Просто их мамы - наркоманки и наркоторговки.

Мамочка, опомнись!!!

В мае прошлого года сотрудники приморского наркоконтроля задержали во Владивостоке очередную хозяйку «кайфовой квартиры» 30-летнюю Гульнару Ш. Свое жилище на улице Калинина женщина одинаково удачно превратила в притон для наркоманов... и кошмар для своей девятилетней дочери. Несколько лет на глазах у девочки взрослые дяди готовили наркотик и кололись. Полицейские, проводившие тогда обыск в квартире, рассказывали, как до глубины души их тронул приклеенный над грязным наркоманским лежаком рисунок. На нем нетвердым детским почерком было выведено: «Мамочка, я тебя люблю и обещаю хорошо учиться!».

Другой помятый листок с приблизительно таким же содержанием валялся на подоконнике, а возле него также небрежно лежал использованный шприц. Рядом на столе - большой пакет с кучей шприцев. Все они были аккуратно помечены: одни перевязаны красной ниточкой, другие подписаны, на некоторых следы крови и на всех, как потом написал в своем заключении эксперт, «следовые остатки опия». Это наркоманы, приходившие в притон, так пометили свои иглы кайфа.

На суде Гульнара Ш. отпираться не стала. Но хотя вину свою осознала, выгородить себя все-таки попыталась. Проникновенным до слез голосом она рассказала, что организовала притон вовсе не от хорошей жизни: жить им с дочкой не на что, потому-то и стала приглашать в свою квартиру наркоманов, которые за пользование крышей над головой и посудой для варки наркотика отдавали ей остатки опия на дозу для себя. Суд приговорил женщину к двум годам лишения свободы с содержанием в колонии-поселении. А как же ребенок, рисунки которого с пронзительным «Мамочка!!!!!» напоминают крик души, нежели просто обращение к самому родному на свете человеку? Ребенок, скорее всего, попадет в детский дом. Жалко, что мама девочки об этом не подумала раньше. Три года назад ее уже судили за наркотики. Тогда она получила пять лет условно…

Прошу учесть мою беременность

Как рассказала пресс-секретарь приморского управления наркоконтроля Наталья Федулова, за прошлый год в крае было осуждено 87 женщин. В основном это низовое звено наркоторговли: розничные распространительницы, содержатели притонов, нередко сами употребляющие наркотики. Ни образования, ни работы, зато у многих есть дети. Именно они - эти дети, про которых в наркотическом угаре и не вспоминают, спасают своих непутевых мамаш-наркоманок от уголовной ответственности.

Реальный срок наказания получили лишь 20 из осужденных. Зато чуть ли не в каждом втором случае подсудимая просит учесть ее беременность или тот факт, что у нее на иждивении остается несовершеннолетний ребенок. «Стандартный» приговор по «стандартному» уголовному делу по факту сбыта наркотиков - три года условно.

27-летняя жительница Уссурийска Оксана Г. торговала героином. Заниматься этим, как она призналась при задержании полицейским, ее принуждал сожитель. Наркоконтроль задержал торговку на последнем месяце беременности. Сейчас у нее на руках малолетний ребенок, и суд учел это как смягчающее вину обстоятельство - в результате даже за торговлю героином приговор оказался условным. Очень хочется надеяться, что ребенок действительно спасет эту женщину. Но, к сожалению, обратных примеров гораздо больше.

Так, всего год назад была освобождена досрочно ранее не раз судимая (в том числе и за хранение наркотиков) 27-летняя цыганка из Артема Анжелика Г. Через год полицейские наркоконтроля задержали ее снова, за сбыт опия. Очередной приговор - четыре года с отсрочкой исполнения на пять лет, пока ее ребенку не исполнится 14. Можно торговать дальше?..

Мать ты мне или не мать?

С одной стороны, оставлять мать с ребенком гуманно. С другой, чему хорошему может научить такая мамаша: как правильно колоться, как не попасться в лапы полицейским или где выгоднее приобрести наркотик?

В небольшой пока еще истории Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю накоплены свидетельства о целых семейных кланах наркоторговок. Так, например, в одном из бараков на окраине Уссурийска мать двоих детишек восьми и шести лет и их бабушка организовали в квартире наркопритон. Обычная история: пока женщин не задержали полицейские, они весьма успешно продавали химку (смесь гашишного масла с табаком). А чтобы покупатели не попались милиции, торговки предлагали им выкуривать травку прямо на месте. Конечно же дети изо дня в день все это наблюдали.

А 20 августа прошлого года за торговлю наркотиками была задержана 28-летняя жительница Эгершельда, которую все наркоманы округи знали как Валюху. У женщины уже было семь (!) судимостей, в том числе и за продажу и хранение наркотиков. Опий она продавала прямо в квартире, здесь же на глазах у восьмилетней дочурки принимала наркоманов, которые навещали торговку в любое время дня и ночи: она не отказывала никому.

Чего насмотрелись эти дети, остается только догадываться.

Маленькие помощники

А еще руками маленьких детей очень удобно продавать наркотики: они же несовершеннолетние, значит, уголовной ответственности не подлежат. А потому мамаши-наркоманки активно вовлекают собственных детей в торговлю наркотиками как безопасное передаточное звено.

В 2003 году суд принял во внимание наличие ребенка у 38-летней жительницы поселка Трудовое, назначив ей наказание за сбыт наркотиков в особо крупном размере в виде восьми лет лишения свободы условно. Не прошло и года, как ее задержали повторно. Однако теперь женщина боялась сама торговать химкой, а потому толкнула на преступление свою малолетнюю дочь. Мать взяла на себя функции доставки наркотика и его готовки, далее товар двигал в массы ребенок. И такие примеры, уж поверьте, можно перечислять бесконечно долго.

По Семейному кодексу родители несут ответственность за воспитание и здоровье своего ребенка. Но, торгуя наркотиками на глазах малолетних детей, когда ежедневно через родительский дом проходят толпы раскайфованных мужиков, по сути развращая собственных детей и напрямую толкая их на путь преступления, не совершают ли эти так называемые матери более страшное преступление, чем просто сбыт наркотиков или содержание наркопритона? По меньшей мере они калечат судьбу ребенка и его неокрепшую душу. Но наряду с этим в нашей судебной практике почти всегда наличие детей учитывается как смягчающее вину обстоятельство. Вот и получается, что ребенок - это не что иное, как индульгенция для наркоторговки. Конечно, судья при вынесении приговора руководствуется буквой закона, и детей жалко в любом случае. Вот только где им будет лучше: в родном доме среди наркоманов, шприцев, кайфа или в детском доме, где худо-бедно, но подарят хотя бы частичку потерянного детства?

Автор: Ольга АЛЕКСУТКИНА, «Владивосток», фото из архива «В»