Компьютеры, мебель и форма

К весне 2006 года правительство Российской Федерации предполагает завершить реформу местного самоуправления, которая внесет достаточно много изменений и в систему народного образования. Что принесет с собой реформа образования жителям города Владивостока? Об этом в интервью корреспонденту «В» рассказала председатель комитета образования городской администрации Виктория ЗОРИНА.

15 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1717 от 15 март 2005

На одного ученика Владивостока в год будет тратиться более 10 тысяч рублей

К весне 2006 года правительство Российской Федерации предполагает завершить реформу местного самоуправления, которая внесет достаточно много изменений и в систему народного образования. Что принесет с собой реформа образования жителям города Владивостока? Об этом в интервью корреспонденту «В» рассказала председатель комитета образования городской администрации Виктория ЗОРИНА.

***

Справка «В»

Муниципальная система образования Владивостока включает в себя 228 образовательных учреждений: из них 79 дневных ОУ, в том числе две гимназии, два лицея, 18 школ с углубленным изучением предметов, девять вечерних школ, 93 детских сада...

***

- По федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятому 22 августа 2004 года, «львиная» доля полномочий действительно переходит к муниципалитетам, в том числе и полномочия в системе образования. Основополагающим документом в нашей отрасли является закон «Об образовании», в который  тоже внесены изменения.

- Что же передается на муниципальный уровень по этому закону?

- К полномочиям муниципалитета отнесено: обеспечение содержания зданий образовательных учреждений, коммунальные расходы; организация летнего отдыха детей; опека и попечительство; организация предоставления общего, дошкольного, дополнительного образования. Кроме того, органы местного самоуправления теперь имеют право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

- Виктория Леонидовна, в связи с этим  объясните, что означает термин «подушевое финансирование» и сколько это будет конкретно в рублях на одного школьника Владивостока?

- Проект нормативно-правового акта об утверждении нормативов финансирования на данный момент находится в стадии разработки. Многие вопросы необходимо согласовать с управлением финансов и экономики, затем «провести» через думу города, но могу сказать, что норматив финансирования школ уже отработан и представлен на уровне субъекта федерации. И на сегодняшний день расходы на финансирование общеобразовательного процесса в расчете на одного учащегося в муниципальных учреждениях Владивостока составляют 10225 рублей в год. Сюда включены заработная плата учителей со всеми налогами, расходы на учебно-наглядные пособия и хозяйственные нужды. Причем такой расчет касается только школ, так как они финансируются за счет субвенций, предоставляемых субъектом федерации.

А вот дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома полностью финансируются из бюджета города. К подушевому финансированию можно относиться по-разному, но есть в нем и свои положительные моменты. Во-первых, каждое образовательное учреждение будет четко знать, какая сумма ему отводится, во-вторых, учреждение само будет распределять эту сумму в течение года.

- А вот помощник президента РФ Игорь Шувалов, непосредственно участвовавший в разработке реформы, высказал следующее мнение: «Сколько денег ни направь в систему образования - все как в песок уйдет. Где-то будет чуть-чуть лучше, но в целом система качественнее не заработает». Вы согласны с таким мнением?

- Ну, во-первых, нам так много денег еще никто не давал, чтобы действительно сказать, мол, все ушло в песок. А вообще я считаю, что вложение средств в систему образования – это вложение в будущее. В будущее нашего города, нашей страны,  наших детей. И это не банальные фразы. С помощником президента в данном вопросе я не согласна.

- Виктория Леонидовна, ни для кого не секрет, что школы сегодня с родителей учеников «дерут» буквально за все: ремонт, дополнительные занятия, охрану. Причем «черным налом». Ожидается ли в связи с реформой образования перевод отношений родители - школа в цивилизованное русло?

- На самом деле это больной вопрос и жизненно важный. Я хочу сказать, что без дополнительного оказания помощи школам в сегодняшних рыночных условиях просто не выжить. Замечу, что хорошим подспорьем для образовательных учреждений стали реанимированные шефские связи с крупными предприятиями, которые непосредственно помогает устанавливать глава города Владимир Николаев. Я считаю это одним из источников дополнительных средств.

- Не за горами новый учебный год, какие новшества в системе образования Владивостока он нам готовит?

- Много слухов ходит вокруг обязательной школьной формы для учащихся. Все слухи хочется опровергнуть. Вводить или не вводить школьную форму - это должно решать непосредственно само образовательное учреждение. Примеры такого решения вопроса во Владивостоке есть в школе № 13, лицее № 41, гимназии № 1. В этом деле обязательно должно учитываться мнение родителей, попечительских советов.

Хочу сказать про питание. Несмотря на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в закон «Об образовании», организация питания исключена из компетенции муниципалитета и возложена на образовательные учреждения, глава администрации Владимир Николаев своим постановлением продолжает осуществлять адресную помощь детям из социально незащищенных семей. В этом году бесплатные обеды из расчета 12 рублей  на одного ребенка получает более 5 тысяч учащихся, оплата идет из бюджета города.

В новом учебном году начнется реализация городских целевых программ: «Энергосбережение и микролаборатория», «Одаренные дети», «Пожарная безопасность учреждений образования». Финансировать их будет городской бюджет.

- А что собой представляет программа «микролаборатория»?

- Она предусматривает оснащение новым оборудованием кабинетов физики, химии и биологии, чего комплексно не делалось уже лет, наверное, двадцать. Уже в 2006-2007 годах такое обновление предполагается во всех городских школах.

Кроме того, я думаю, что к новому учебному году завершится замена отработавшей свой срок школьной мебели на новую и старых настенных досок в классах на более современные. Серьезное внимание мы уделяем компьютеризации образовательных учреждений.

Мы и в дальнейшем будем оснащать школы новой техникой, менять устаревшее оборудование. И еще один момент. Практически все компьютерные классы имеют локальную сеть и только единицы - выход в Интернет. Следующим этапом программы компьютеризации школ, безусловно, станет подключение к Интернету.

***

Справка «В»

В 2005 году во Владивостоке на образование будет направлен почти 1 миллиард 200 миллионов рублей. В частности, 8 миллионов - на программу «Пожарная безопасность» учреждений образования, 3 миллиона - на приобретение учебной, методической литературы, учебных пособий, на которые деньги не выделялись уже долгие годы. 4 миллиона будет направлено на приобретение технологического оборудования, оборудования для школьных кабинетов, мастерских, компьютеров. 47,7 миллиона - средства на капитальный ремонт кровель, систем отопления, фасадов. В городе не будет ни одной школы или детского сада с текущей крышей. Продолжится программа санаторно-курортного лечения педагогов. Всего в следующем году для работников образования и здравоохранения будет приобретено 1300 путевок в лучшие санатории Приморья.

Автор: Алла РУДЕНКОВА, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»