Защитить свои права нелегко
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителя. Проведенная незадолго до этого в редакции «В» «Прямая линия» показала: самая горячая точка, самое больное место сегодня - услуги ЖКХ. Именно к ним у жителей Владивостока больше всего претензий. Специалисты краевого комитета по защите прав потребителей Нина ЗАБЕГАЕВА и Нина РОЕВА подтверждают: недовольство работой жилищно-эксплуатационных контор в краевом центре очень большое.
Но делать это нужно
15 марта - Всемирный день защиты прав потребителя. Проведенная незадолго до этого в редакции «В» «Прямая линия» показала: самая горячая точка, самое больное место сегодня - услуги ЖКХ. Именно к ним у жителей Владивостока больше всего претензий. Специалисты краевого комитета по защите прав потребителей Нина ЗАБЕГАЕВА и Нина РОЕВА подтверждают: недовольство работой жилищно-эксплуатационных контор в краевом центре очень большое.
Крыша, трубы, батареи? На Ильичева, 15!
- Луценко Мария Федоровна вас беспокоит. Холодно у нас на лестничной площадке просто ужасно - окно выбито, в полу - дыры, из них тоже дует. Замок у меня полтора месяца назад в двери замерз, открыть его не могла. А ЖЭУ шлет квитанции на оплату отопления площадки… И мастер ЖЭУ отказался дать справку, что не оказывается такая услуга. Что мне делать?
- Написать заявление на имя руководителя управления ЖКХ Владивостока, которое располагается по адресу: улица Ильичева, 15, с жалобой на бездействие вашего ЖЭУ. Рассказать, в каком состоянии подъезд, как бездушно отнесся к вам мастер. По этому заявлению управление ЖКХ должно будет принять меры в отношении ЖЭУ.
- Верхнепортовая, 9а. У нас забита и частично разрушена дождевая труба, вода бежит по стене. Звонки и заявления в ЖЭУ результата не дают. Мол, денег нет.
- Кроме ЖЭУ вы куда еще обращались?
- Никуда...
- Все ЖЭУ Владивостока являются эксплуатирующими организациями, работают по договору с собственником жилищного фонда - администрацией Владивостока. И за свою работу ЖЭУ получают деньги. А управление контролирует их деятельность, в том числе и качество оказания услуг.
- Понятно, а как туда позвонить?
- Обращаться следует в письменной форме, звонок ничего не решает. Пишите заявление и отправляйте заказным письмом или относите лично.
- Пришла квитанция на содержание и ремонт жилья. У нас много лет нет дворника, дом 20 лет не белен. И за все это я должна платить 800 рублей? Мы сами многое делаем по дому, за что такие тарифы?
- К сожалению, тарифы и впрямь растут. Другой вопрос, что, если услуга по уборке территории или ремонту жилья и впрямь не оказывалась долгое время, вы и другие жильцы вправе подать в суд на собственника жилья - администрацию Владивостока, на эксплуатирующую организацию - ЖЭУ. Суд обяжет ответчиков провести ремонт вашего дома.
- Любовь Титова меня зовут. 18 лет в моей квартире протекала крыша, два года назад сделали ремонт - видимо, некачественно, потому что промерзает потолок. Вызывала комиссию из ЖЭУ, они составили акт. Но сказали, что ничем помочь не могут.
- Они и правда не могут. Ремонт кровли делала организация, с которой заключала договор администрация Владивостока. Поэтому вам нужно отнести акт в управление ЖКХ Владивостока, чтобы они предъявили претензии подрядчику и заставили его исправить свою некачественную работу.
- Но есть акт, что ремонт сделан качественно…
- Акт составлен два года назад? Низкое качество сделанной работы проявляется в процессе эксплуатации. Новый, в котором указаны все безобразия, есть? Предъявить претензии подрядчику - вполне реально.
- Да не верю я, смешно все это, вы мне тоже не поможете, выходит... У меня астма из-за грибка на потолке, я больной человек…
- Разумеется, крышу вам перекрыть мы не сможем. Но указать вам путь - как защитить свои права - мы можем. Рекомендуем вам подать в суд на собственника жилого фонда - администрацию Владивостока, который не принимает никаких мер к недобросовестному подрядчику. Потребовать возмещения материального и морального вреда. Что для этого нужно сделать? Нужно обратиться на Партизанский проспект, 28а, в бюро судебной экспертизы, сделать заявку на составление сметы восстановительного ремонта. С этой сметой и заключением бюро нужно подать иск в суд. Для того чтобы оценить моральный вред, необходимо собрать справки о том, что астма возникла именно из-за неисправной кровли, также приложить их к делу… Исковое заявление в суд по всем правилам вам помогут составить в районном отделе по защите прав потребителей - в Ленинском районе он располагается на улице Семеновской, 3, кабинет 20.
- Ой, не верю я во все это, ерунда…
- Ну, конечно, если вы не намерены отстаивать свои права, это все ерунда. Но если вы все же решите бороться, шанс выиграть очень велик. Такие дела сейчас рассматриваются мировыми судьями, срок рассмотрения - в пределах месяца, как правило, суды принимают решения в пользу истца.
- Живу я на Нейбута. У нас холодно очень. 18 градусов.
- Это соответствует санитарным нормам, которые, увы, не мы устанавливали. В жилых помещениях температура должна составлять 18 градусов, в угловых комнатах - 20, на лестничных площадках - плюс 16.
- Сипягина, 10. Батареи у нас чуть теплые. В квартире холодно. В ЖЭУ даже разговаривать не хотят, бросают трубку.
- В данном случае лучше письменно обратиться с жалобой на ЖЭУ в городское управление ЖКХ - на улице Ильичева, 15. Если представители ЖЭУ не приходят составить акт о температуре в вашей квартире, вы можете пригласить своих соседей - как минимум двух человек - и составить акт сами. Приложите его к своему заявлению. Если в вашей квартире более низкая температура, вам должны сделать перерасчет.
Уголь тоже можно вернуть
- Валентина Андреевна вас беспокоит. У нас на площадке неисправный электрический счетчик. В «Дальэнерго» говорят, что мы должны заплатить за его замену.
- Электросчетчики, установленные в местах общего пользования, то есть на лестничных площадках, находятся на балансе энергоснабжающей организации. Замену счетчика должны производить бесплатно для потребителя, плата за это включена в энерготариф для населения. Все, что от вас требуется, - отнести заявку в ЖЭУ.
- Кочубей Мария Васильевна. Куда можно принести некачественные консервы из лосося?
- Лучше всего обратиться в госторгинспекцию на Пологую, 21, написать заявление, чтобы инспектора проверили торговые точки и определили качество консервов. И было бы неплохо прихватить с собой баночку таких консервов.
- Я приобрел уголь на Океанской угольной базе. Стал топить, смотрю - от силы 30 процентов угля, остальное - пыль. И что обидно, когда мы покупаем уголь, нам не дают посмотреть, что грузят в машину. И ничего теперь не сделаешь, разве что в газете про них напечатать…
- Ну почему - ничего? Вы подавали претензию руководству углебазы?
- Да это бесполезно…
- Бесполезно - так говорить нельзя. Вы должны написать заявление директору углебазы с приложением копии квитанции об оплате угля, в заявлении указать, что уголь некачественный, и потребовать его заменить. По вашему заявлению руководство базы должно либо дать мотивированный ответ, либо, что скорее всего, прийти посмотреть уголь и заменить его на качественный.
- Правда? Вот спасибо, а мы и не знали, что делать…
- Анатолий Анисов звонит. Почему «Дальэнергосбыт» ведет себя так безобразно? Выставляет задолженность с 1999 года, в расчетном центре говорят: у вас нет льгот. Как же нет, когда я каждый год проходил перерегистрацию?
- Советую вам обратиться к начальнику управления «Дальэнергосбыта» на Светланскую, 165 с жалобой на то, что неучтена льгота, и на грубость оператора. Потребуйте распечатку своих платежей. Если придет отрицательный ответ, обратитесь в суд с требованием признать льготу и снять задолженность. Другого пути нет.
И кроме того, требовать от вас оплату задолженности за шесть лет «Дальэнергосбыт» права не имеет. Срок исковой давности в таких делах - три года, да и то взыскать эту задолженность можно только по суду. Попробуйте обратиться в прокуратуру.
- Да там горы таких заявлений, горы! Почему ваш отдел никак не реагирует?
- По закону прокуратура имеет право предъявить иск от неопределенного круга потребителей на неправомерные действия «Дальэнергосбыта». Решением суда по этому делу может воспользоваться любой гражданин.
- Хорошо, спасибо.
- Кипарисовая, 22, старшая по дому Васильева. Мы собранием жильцов решили, чтобы в подъезде нам обрезали батареи, так как они у нас не работают, а платежки мы получаем…
- Если вы так решили и если в вашем доме большинство квартир приватизировано, то прежде чем решать вопрос с Тепловыми сетями, нужно обратиться к собственнику жилья - администрации города с просьбой разрешить снять радиаторы на лестничных клетках. Без согласия собственника любые переделки в доме запрещены. Если согласие будет получено, обращайтесь в Тепловые сети. Когда радиаторы снимут, плата за лестничные клетки вам начисляться не будет.
- Правда ли, что если я сдаю в ремонт сотовый телефон, мне должны дать во временное пользование другой?
- Да. Если вы сдаете технику - любую сложную бытовую технику, не только мобильный телефон - в ремонт, вам в течение трех дней должны предоставить во временное пользование аналогичный товар. Это положение внесено в закон о защите прав потребителей. Точно так же вам должны выдать аналог, если вы требуете заменить телефон или другую технику, и это займет более семи дней.
- Хочу купить дочке мобильный телефон, на новый денег не хватает, стоит ли покупать бывший в употреблении? Есть ли у них гарантия?
- Во-первых, в магазине вам обязательно должны сказать, что товар был в употреблении, а также указать, был ли он в ремонте и какой недостаток устранялся. Если в процессе эксплуатации телефона появится другой недостаток, вы вправе предъявить претензии. Но гарантийные сроки на товар, бывший в употреблении, не сохраняются. Продавец вправе установить на такой телефон свой срок гарантии и выставить условие: например, я произвожу в течение этого срока только гарантийный ремонт, и все. Права потребителя распространяются только на новый качественный товар.
- Купила чайник по сниженным ценам, а он сгорел. Имею ли я право предъявить претензии?
- А в чем был дефект чайника, почему он был уценен?
- Носик был отколот.
- В этом случае, если в документах на покупку указана причина уценки, вы имеете право предъявить претензию продавцу - ведь в вашем чайнике выявился недостаток, им не оговоренный. Главное - чтобы в договоре о купле-продаже стояла пометка, с каким именно дефектом вы купили чайник.
- А я не знаю, не смотрела…
- Очень жаль. При покупке любой техники все документы нужно читать очень внимательно.
- У меня телефон «Сони-Эриксон». Появились сбои в программе, принес телефон в магазин, а они говорят: нужно отправлять в Москву, ждите, месяца через два придет… Как же так?
- Да, не все производители телефонов имеют в крае авторизованные сервисные центры. В их числе «Моторола», «Сони-Эриксон». Поэтому при возникновении дефекта такие телефоны отправляют в Москву. И, как правило, на ремонт, а не на установление причин дефекта или замену. Поэтому рекомендуем при покупке телефона смотреть на упаковку: есть ли адрес и телефон изготовителя, и узнавать, есть ли в городе авторизованный сервисный центр.
И еще совет: внимательно читайте любые бумаги, которые вы подписываете. Если вы сдаете телефон в ремонт, вы должны подписать квитанцию, где написано: сдается в ремонт, перечислено, есть ли внешние дефекты и так далее, указаны сроки окончания ремонта. Если же вы сдаете телефон на установление причин дефекта или замену, то должны подписать совсем другую бумагу. Если не прочитаете, потом рискуете получить вместо денег или нового аппарата - старый отремонтированный телефон.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»