С Сицилии. С любовью…

Эдуард Семенов приморской публике известен. И не только голос - замечательный тенор - достоин почитания. Но и замечательная история о том, как добился успеха в казалось бы заведомо безуспешной ситуации человек, страстно желающий петь. Начавший учиться профессиональному пению... в 20 лет, не принятый в свое время во Владивостокское музыкальное училище, Семенов и Италию покорил. Без денег, без спонсоров, продав машину, отказывая себе в элементарных удовольствиях, он занимался и занимался.

11 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1716 от 11 март 2005

На патриотический настрой приморского певца не повлияла благополучная Италия

Эдуард Семенов приморской публике известен. И не только голос - замечательный тенор - достоин почитания. Но и замечательная история о том, как добился успеха в казалось бы заведомо безуспешной ситуации человек, страстно желающий петь. Начавший учиться профессиональному пению... в 20 лет, не принятый в свое время во Владивостокское музыкальное училище, Семенов и Италию покорил. Без денег, без спонсоров, продав машину, отказывая себе в элементарных удовольствиях, он занимался и занимался.

Получив вызов на конкурс им. Энрике Карузо в 1999 году, он появился перед жюри едва ли не с чемоданом. Успев к
окончанию первого тура, Эдуард Семенов без репетиций спел арию Альфреда из «Травиаты». И понравился на родине
оперного пения: певец из Сибири (так он был заявлен в программе конкурса) стал третьим.

…Сегодня Эдуард Семенов вспоминает те годы как первую ступеньку. Италия стала почти родной - скоро завершится
пятилетний контракт, по которому наш тенор работает в этой стране. Во Владивосток он приехал на каникулы, которые по условиям контракта выпадают на весну. Но и здесь не собирается отдыхать: уже 25 марта планируется сольный концерт в Доме офицеров флота (при поддержке автомагазина «Сакура»). Сейчас Семенов готовится к нему и активно общается с коллегами по цеху. Энергичный, с элегантной бородкой, изменившей его имидж.

«Пришлось сделать это, - говорит Эдуард, - потому что участвовал в премьере оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы», пел партию Канио. Режиссер постановки в поисках подходящего образа не только «сочинил» костюм, но и предложил изменить внешность.

Отпущенную бородку Эдуард оставил как некий символ постоянного поиска, изменений, которых не боится творческий
человек. К слову, о «Паяцах»: один из итальянских телеканалов записывал живую постановку, чтобы сделать телеверсию оперного спектакля. Так, премьера оперы совпала со съемками, и чуть позже фильм увидела вся Италия…


О контракте, завершающемся в октябре, Эдуард рассказывает с удовольствием и в то же время очень деловито - привычка цивилизованного мира. Работа сезонная - лето выдается в буквальном смысле очень жаркое. За июнь, июль и август певец успевает посетить с гастролями более 40 городов. Один из концертов на Сицилии запомнился особенно: певцов и оркестр пригласили в большой ресторан с корпоративным концертом. После него Эдуард думал о парадоксах жизни. На родине страшных мафиози проживают заядлые любители классической музыки, возвышающей человека… 

Музыкальная ассоциация г. Фоджа Musika Insieme (заключает контракты с певцами) планирует 40-50 концертов в сезон в стране, где не только очень любят оперное пение, но и предлагают его в качестве «фирменного блюда» иностранным
туристам. Чтобы насытить этот музыкальный конвейер, итальянских певцов не хватает, и в страну любителей пасты охотно приглашают профессиональных исполнителей из других стран: Кореи, Китая, Украины, Молдавии, Румынии, Польши и др. Россия в этом списке едва ли не на первом месте. Во-первых, наши певцы получают хорошую практику. Во-вторых, контракт прилично оплачивается, кроме того, предусматриваются бесплатные дорога, проживание и питание. И несмотря на то, что налоги «съедают» практически половину заработка, петь за границей гораздо выгоднее, чем на Родине.

Впрочем, Эдуард Семенов не идеализирует свое рабочее пространство. Одна из причин, по которой приглашают зарубежные голоса, - некий кризис оперного искусства в Италии. Это межпоколенческая проблема: старые мастера уходят, а молодая смена еще не готова. Ведь система обучения здесь отличается от России: она так же длительна, как и у нас. Но дешевый первый этап сменяется индивидуальным обучением у мастеров. От этого зависит в будущем так называемая тарификация (степень мастерства, влияющая на заработную плату). Урок стоит очень дорого -около 200 евро за час. 

Кстати, в этом смысле к русским меньше претензий, чем к кому бы то ни было. Российская оперная школа по-прежнему
считается в мире одной из самых классных. Можно сказать, непревзойденной. По этой же причине в репертуаре концертов очень мало произведений русских композиторов. Еще один парадокс: не умеют петь.

…Впрочем, отвлечемся от технологических и коммерческих тонкостей. Эдуард вынимает из конверта фотографии. Одна из них - с концерта, который состоялся на площади Гарибальди в г. Бишели. Сценой служила сама площадь, соответственно, декорациями - окружающие постройки. Полный эффект реального действия. Сотни туристов стояли на площади и слушали арии из опер, дуэты, оратории. Вот где возможность развернуться  широкой русской душе и голосу. «Сибирской душе, - смеется Эдуард, показывая программу концерта. - Посмотрите, рядом с моей фамилией короткая презентация: певец из Сибири, обладает нежным и упругим голосом - lirico spinto. О том, что Приморский край вовсе не относится к Сибири, они и не подозревают...».

Что потом? Извечный вопрос, на который Семенов уже сейчас ищет ответ. Получено предложение от Новосибирского театра оперы и балета. Можно вернуться домой: у певца здесь есть своя публика. Но Эдуард предпочитает путь посложнее: «Я собираюсь и дальше работать по контракту, то есть принимать те условия, которые меня устраивают, и рассчитывать только на свои силы. Конечно, это менее стабильно и требует постоянной формы… Но свобода вообще-то - опасная штука. Знаете, я понял, что музыкант, который не знает, чем живет его профессиональный мир, - деградирует. Я же стараюсь расти».  

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток», фото из архива Эдуарда Семенова