Ловля на живца
С новой силой разгорается в этом году хронический конфликт между рыбаками, рвущимися на промысел за пределы 12-мильной зоны, и пограничниками, защищающими морские рубежи Родины от браконьеров и контрабандистов. Стороны обвиняют друг друга. Первые стремятся изменить действующее законодательство, вторые непоколебимо стоят на страже интересов государства. Сегодня «В» предоставляет слово заместителю начальника Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю - начальнику отдела береговой охраны контр-адмиралу Александру Иванкову.
Браконьерам закон «не дышло»
С новой силой разгорается в этом году хронический конфликт между рыбаками, рвущимися на промысел за
пределы 12-мильной зоны, и пограничниками, защищающими морские рубежи Родины от браконьеров и
контрабандистов. Стороны обвиняют друг друга. Первые стремятся изменить действующее законодательство,
вторые непоколебимо стоят на страже интересов государства. Сегодня «В» предоставляет слово заместителю
начальника Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю - начальнику отдела береговой охраны
контр-адмиралу Александру Иванкову.
Основная проблема заключается в том, что в соответствии с федеральным законом «О государственной границе
РФ» рыбаки не имеют права вести промысел одновременно в территориальных водах и исключительной
экономической зоне. Суда, занимающиеся прибрежной добычей морепродуктов в непосредственной близости от
места базирования, не имеют права пересекать внешнюю границу без прохождения процедуры пограничного и
таможенного оформления. Более того, правительством России определен порядок добычи и установлены квоты на
промысел морских биоресурсов отдельно для территориального моря и исключительной экономической зоны. Об
этом же говорит принятый в конце 2004 года закон о рыболовстве.
Немаловажным считаю остановиться на том обстоятельстве, что функционирует целая система, суть которой
заключается в следующем: между портами острова Хоккайдо и южнокорейскими портами взад-вперед «бегает»
группа судов-сборщиков, которые принимают с мелких судов в прибрежной зоне ценные виды морских
биоресурсов. В первую очередь это краб, морской еж, трепанг и прочее. При задержании пограничниками они
ссылаются на то, что живого краба якобы приняли в водах КНДР с судов, которых в действительности вообще не
существует, либо в иностранных портах.
Досмотры и проверки рыбопромыслового флота являются для служб береговой охраны важным и очень
эффективным инструментом в борьбе с браконьерами. В прошлом году в море было осмотрено более 3,5 тысячи
российских и иностранных судов. Еще около 5 тысяч судов прошли проверку и оформление в портах. За
незаконную добычу и транспортировку задержаны 238 плавсредств, из которых 53 - под зарубежными флагами.
Это в 2 раза больше, чем годом раньше. По-прежнему основными нарушителями являются наши соотечественники,
в том числе и на траулерах или сейнерах, находящихся в аренде у иностранных компаний. Штрафные санкции
наложены на 600 с лишним капитанов судов, к ответственности привлечены 49 судовладельцев. При этом
пограничники не делают поблажек кому-либо. Так, по разным причинам предъявлялись претензии и к крупным
компаниям, в числе которых АО «Находкинская БАМР» (РТМ «Изумрудный», РТМ «Графит», СРТМ «Леонид
Ходыко», СРТМК «Надеждинский»), ЗАО «Магеллан» (РТМС «Курилы»), ЗАО «Рыболовецкий колхоз «Восток-1»
(ПТР «Остров Ионы»), ОАО «Приморские лесопромышленники» (МРС-225369) и многие другие. Но главные
нарушения допускают все же мелкие компании и компании-однодневки. Сумма наложенных штрафов и исков
превысила 65 миллионов рублей и 285 тысяч долларов США. Изъято и реализовано 439 тонн незаконно добытых
морепродуктов на сумму 7 миллионов 200 тысяч рублей. Конфискованы и переданы на реализацию два крупных
промысловых судна, около 70 километров сетей, огромное количество других орудий лова. В естественную среду
обитания выпущено свыше 288 тысяч особей живого краба. Проконтролировано около 178 тысяч тонн
морепродукции и сырца. Таким образом, отдача от действий морских сил погранвойск, по мнению командования
силовой структуры, очень высока.
Что касается решения проблемы пересечения госграницы судами для добычи морепродукции вдали от берега, но
без захода в иностранные порты, то инициировать решение вопроса в правительстве, Государственной думе РФ
могут законодательные (представительные) органы на местах, внеся соответствующие предложения. Таков
порядок в государстве, и мы обязаны выполнять указ президента РФ «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года. Не могут контролирующие органы менять законы под себя,
делать их «удобными».
Но пока изменений в законах нет, а значит, всем придется руководствоваться действующими правилами. В том
числе и в рамках упрощенного порядка оформления судов. То есть при работе в пределах территориальных вод
без пересечения госграницы необходимо заранее уведомлять пограничные власти о месте, времени ведения
промысловой деятельности, количестве судов, а также и результатах промысла.
Рыбопромысловые суда, следующие за пределы территориального моря, подлежат всем видам контроля в
установленных пунктах пропуска. Для доставки на территорию России рыбопродукции, выловленной за пределами
12 миль, может использоваться приемотранспортное средство при обязательном присутствии при перегрузе
инспектора Госморинспекции.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»