По природе - мини-конституция

Председатель избирательной комиссии Приморского края Сергей Князев удовлетворен содержанием проекта Устава Владивостока, принятого в первом чтении депутатами городской думы. По его мнению, обсуждаемый документ носит положительный характер и отвечает интересам не только различных органов власти, действующих на территории краевого центра, но и его населения, что особенно важно.

3 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1712 от 3 март 2005

Проект владивостокского Устава демократичен и соответствует букве закона, считает Сергей Князев

Председатель избирательной комиссии Приморского края Сергей Князев удовлетворен содержанием проекта
Устава Владивостока, принятого в первом чтении депутатами городской думы. По его мнению, обсуждаемый
документ носит положительный характер и отвечает интересам не только различных органов власти, действующих
на территории краевого центра, но и его населения, что особенно важно. 

Как отметил Сергей Князев, новый устав обладает сразу несколькими позитивными чертами, которые ему
наиболее импонируют. Среди них – соответствие проекта  федеральному законодательству, а именно – закону «Об
общих принципах организации местного самоуправления», а также его компактность и лаконичность, позволяющие,
с одной стороны, достаточно четко и ясно определить контуры  городского самоуправления во Владивостоке, а с
другой – дать возможность в последующем детализировать описание тех или иных процессов. «Кроме того, -
отмечает председатель крайизбиркома, - несмотря на прозвучавшие предложения избирать городского главу из
состава депутатов представительного органа власти, обсуждаемый Устав сохраняет традицию избрания
руководителя города из числа его жителей. Уже этот пункт свидетельствует о его демократической основе».

По мнению Сергея Князева, положительным аспектом служит и то, что при разработке проекта принималась во
внимание специфика Владивостока – особый социально-экономический статус города и его положение в качестве
столицы Приморского края. В то же время новый Устав создавался с учетом опыта нормотворчества, полученного
при принятии аналогичных  документов краевым центром прошлых лет и другими субъектами Российской
Федерации. А это также позволило избежать повторения ряда ошибок, допущенных когда-либо при учреждении
данного рода проектов.

Что же касается нареканий в адрес Устава, то Сергей Князев считает эти обвинения в большей степени
беспочвенными. «Так, - говорит председатель крайизбиркома, - мне доводилось слышать оценки Устава, согласно
которым краткость, лаконичность и отсутствие детально прописанных процедур и полномочий тех или иных
органов местного самоуправления, создание которых предусмотрено Уставом, - является недостатком
принимаемого документа. Я бы категорически не согласился с этим  высказыванием. В моем представлении Устав
города – это мини-конституция, по которой Владивосток должен и будет жить. А разве в основополагающем
документе Российской Федерации подробно прописаны порядок создания, полномочия, компетенция и форма
деятельности всех государственных органов, созданных и создаваемых на территории нашего государства?
Конечно же нет. При наличии такой практики Конституция РФ превратилась бы в бесконечно длинный документ, в
котором даже специалисту было бы очень сложно разобраться. На мой взгляд, для того чтобы Устав работал,
достаточно определить лишь правила игры, по которым будут строить свою деятельность различные городские
органы местного самоуправления, а эти базовые принципы в проекте прописаны».

Необоснованными, с точки зрения Сергея Князева, являются и прозвучавшие упреки в том, что проект Устава дает
больше полномочий исполнительной власти – в ущерб представительной. По его мнению, определяемое Уставом
соотношение полномочий продиктовано самой природой двух ветвей власти - представительной и исполнительной,
а также общими критериями подхода к объему полномочий, которыми они наделены. Так, представительный орган
может принимать Устав и иные нормативно-правовые акты, утверждать тарифы и планы, принимать бюджет и
осуществлять контроль над его исполнением и многое другое – ни на какие из этих функций исполнительная власть
в лице администрации города в проекте Устава не покушается и себе не присваивает. Эти вопросы традиционно
находятся в ведении местной думы. Наряду с этим невозможно и неправильно передать полномочия
администрации Владивостока депутатам. Если кто-то хочет не устанавливать правила, а вести по ним игру, то
нужно идти не в депутаты, а в исполнительную власть, считает Сергей Князев.


 

Автор: Вадим АНДРЕЕВ, специально для «В»