Слишком жестокое искусство…

11 февраля 2005 года уволен директор хореографического училища ДВГУ Виктор Васютин. Известный человек в городе. Заслуженный работник культуры. Уволен по статье - за поведение, несовместимое с педагогической деятельностью.

1 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1710 от 1 март 2005

Произошло то, что давно должно было произойти...

11 февраля 2005 года уволен директор хореографического училища ДВГУ Виктор Васютин. Известный человек в городе. Заслуженный работник культуры. Уволен по статье - за поведение, несовместимое с педагогической деятельностью.

В местных газетах появились публикации в эмоциональных тонах: изгнали рыцаря танца, травят выдающегося организатора и хореографа.

Что же случилось на самом деле?

За ответом на этот вопрос мы обратились в хореографическое училище, а также в ДВГУ, куда это образовательное учреждение в 2003 году вошло в качестве структурного подразделения. Свой комментарий дал и сам Виктор Федорович Васютин.

Культ личности

На столе у проректора ДВГУ профессора Бориса Резника - пачка документов. Объяснительные, заявления, обращения, жалобы за несколько последних лет… Под письмами десятки подписей - преподавателей, родителей.

«Мне горько, что приходится все это предавать огласке, трепать имя известного в городе человека, который немало в свое время сделал, - говорит Борис Резник. - Но здесь необходима полная ясность».

Событие, ставшее последней каплей, произошло 22 января 2005 года. После занятий школьники по своей детской привычке шумели и шалили. Один мальчик толкнул девочку. Это увидел Виктор Федорович Васютин. Он подошел и ударил 12-летнего мальчишку по лицу. На глазах всех ребят. Паренек вытаращил глаза: «За что?!». В ответ директор ударил его по лицу второй раз. А потом сказал: «Надеюсь, ты маме об этом не расскажешь? Мы же с тобой мужчины».

Мальчик пришел домой и действительно ничего не рассказал маме - он же мужчина! Та, глядя на подавленного сына, чувствовала: произошло что-то серьезное. Между тем одноклассники пожаловались на произошедшее своему воспитателю…

Дальше шла тяжкая череда служебных расследований, объяснительных. Виктор Федорович Васютин утверждает, что мальчика он не бил, а лишь пальцами дотронулся до лица и толкнул… И что вся эта травля ради одного - убрать его с поста, освободив место своему человеку.

Только неужели дети, видевшие сцену, не сумели бы различить, где строгий педагогический прием, а где - унизительная пощечина? Кстати, затем Виктор Федорович вызвал мальчика в кабинет и в присутствии гостей - учителей из Спасска - попросил мальчишку продекламировать в книге отзывов некую запись, какой замечательный он человек, Виктор Васютин…

Может быть, дело закончилось бы строгим выговором или было бы спущено на тормозах. Если бы ситуация оказалась единичной, случайной.

Увы, десятки заявлений говорят об обратном: побои, грубость, хамство со стороны директора давно стали нормой в этом учебном заведении. Вот лишь несколько письменных свидетельств.

«В свое время я обратила внимание на то, что мой сын что-то недоговаривает, а потом выяснилось, что Саша тоже подвергся побоям со стороны В. Ф. Васютина. На уроке хореографии кто-то из учеников баловался, Виктор Федорович вызвал группу мальчишек к себе в кабинет, Саша сказал, что баловались все, за что получил сильный подзатыльник, так, что даже потемнело в глазах».

«Случаи, когда Васютин поднимает на детей руку, не единичные. Был такой случай, когда директор в туалете запустил урной в ученика. Проходя по коридору, он может сказать гадость ребенку: «Здравствуй, Оля, ты свинья», когда девочка присела перед директором в реверансе». «На общешкольном родительском собрании он долго смаковал фразу: «Балет - это жестокий вид искусства!». И очень жалел, что в школе не введены розги».

А вот строки из докладной воспитателя. «Девочки (в 2003-2004 году) жаловались на хореографа (В. Ф. Васютина), что он хлопает по груди тех девочек, чья грудь начинает формироваться, а мальчикам поправляет гениталии. Дети рассказали, что Диму Сидорова (фамилия изменена. - Ред.) директор отлупил, зажав его голову между своих коленей».

На моей диктофонной пленке - рассказ учительницы начальных классов Зинаиды Чаадаевой о том, что побои учеников стали обычным делом для директора. «А уж как он выкручивает мальчишкам уши! - ухо становится синим и распухшим, как вареник». Чтобы не связываться с директором, многие родителей просто забирали своих детей из школы… А хореограф и сейчас настаивает: балет - искусство жестокое.

Неужели и впрямь вырабатывать «память мышц» и всякую остальную дисциплину надо непременно побоями? Однажды даже суд оказался под гипнозом этой сомнительной «истины».

В 1999 году на уроке классического танца у девочки Насти что-то не получалось, и тогда Васютин бросил в нее пластмассовой лейкой с водой. Лейка со всего маха попала девочке в левое бедро, рассекла кожу, оставила кровоподтек (синяк размером 2,8 на 3 см). Девчонку отвели в травмпункт, а потом и в бюро судебно-медицинской экспертизы, где телесные повреждения были зарегистрированы. Не зарегистрированы только слезы, обида, недоумение, ужас, детская депрессия…

Родители Насти подали на Васютина в суд. Суд объективно признал все. А потом следует фраза: «Васютин сделал и делает огромный вклад в развитие хореографического искусства не только в Приморье и в России… В возбуждении уголовного дела в отношении Васютина В.Ф. отказать». Виктор Федорович отделался строгим выговором.

И, судя по документам, не остановился…

Только факты

Безусловно, нельзя зачеркнуть все то, что сделал Виктор Васютин: вызывает уважение сама идея хореографической школы, поначалу интересно было и ее воплощение. Храм искусства, классические интерьеры, милые девочки и мальчики, которые получают азы балетного искусства, музыки, прекрасного… Виктор Федорович говорит, что немало его учеников танцует в труппах разных театров страны.

Но все больше теория и декларации, как утверждают преподаватели, не совпадали с реальностью.

Вот строки из письма членов попечительского совета училища, написанного в июле 2004 года. «Взносы спонсоров контролирует директор, диктует, как их тратить, требуя лично для себя услуги водителя с транспортом, покупки от хрустальной люстры, дорогих ваз, обогревателей, микроволновки до баночки икры. Поездки на его усадьбу в с. Дроздовка Спасского района многим родителям стоили испорченного транспорта, материальных затрат и нервов. Вы даже представить себе не можете, сколько слез пролито родителями и детьми, сколько детей ушло из школы, чтобы только не нести барскую повинность и не быть униженными…».

А вот и другая сторона вопроса, сугубо формальная.

«Школа за все 10 лет своего существования так и не прошла необходимой процедуры лицензирования и аккредитации, - говорит завуч Галина Косточкина. - И значит, все ученики, получавшие здесь образование, если планировали поступать в профессиональные училища, вынуждены были уходить после 8-9-го класса. Ведь кроме справки, которая мало что значит, никакого другого документа о своем хореографическом образовании они не получали. И только сейчас, с большим запозданием, мы приступаем к лицензированию».

К большому сожалению, и в профессиональном плане, как свидетельствуют педагоги, училище давно остановилось в своем развитии. «Да, у нас прекрасный коллектив педагогов. Но несмотря на опыт работы, хореографы давно нуждаются в учебе, повышении квалификации, нужны новые идеи», - говорит концертмейстер Елена Москвичева.

Но молодые талантливые хореографы не держались в коллективе. Утверждают, директор Васютин не слишком терпел конкуренцию…

Однако сам Виктор Федорович видит причину своего увольнения в другом: пока хореографическая школа финансировалась краевым департаментом образования, официальная плата за обучение здесь составляла 500 рублей в месяц. Когда перешла в структуру ДВГУ, год спустя плата поднялась до 2,5 тысячи в месяц. Руководство университета настаивает, что повышение платы вынужденное и вполне оправданное. Однако Виктор Васютин утверждает, что защита интересов детей и стала истинной причиной увольнения. «Самое страшное, что в борьбу со мной втянули детей», - сокрушается хореограф.

Однако те, кто многие годы работает с Виктором Федоровичем, отмечают в голос: метод его руководства - запугивание преподавателей и учеников, ругань, страшная нервозность всего коллектива. «Когда директор уезжал, в училище наступало спокойствие, все работали по-деловому, но стоило ему вернуться, он начинал всех ругать, что без него все разрушено», - сокрушается учитель математики Марина Пыркова.

Наверное, найдутся люди, которые вопреки всему скажут: Васютин - талантливый человек, ему многое должно простить!

Но простить унижение хоть одного ребенка?

Все, с кем довелось говорить в училище, даже те, кто долгие годы шел с Васютиным одной дорогой, как им ни сложно сейчас и горько, сделали свой выбор: работать без «рыцаря танца». Без его жестких методов. «Он сам давно себя скомпрометировал», - вздыхает концертмейстер Елена Москвичева.

Думаю, другого выбора и быть не может…

* * *

Профессор Борис РЕЗНИК, проректор ДВГУ: «Сейчас идет подготовка документов для лицензирования хореографического училища. Здесь ученики будут получать среднее профессиональное образование, которое потом смогут продолжить либо в хореографических вузах страны, либо в ДВГУ на специальностях, связанных с культурой. Но планируем открыть и специализированный факультет, где можно будет получить высшее образование в области хореографии. На упреки, что, уволив директора Васютина, руководство университета планирует поставить «своего человека», могу ответить: пока никакой кандидатуры нет, и вопрос остается открытым. Думаю, обязательно найдется талантливый человек, который объединит коллектив и поставит новые перспективы…».

Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»