Транссиб должен выдержать конкуренцию

На 10 процентов с 1 июля 1997 года снижены тарифные ставки на перевозки транзитных, прежде всего контейнерных грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали. Одновременно на 50 процентов уменьшены портовые сборы, введен особый налоговый режим при прохождении грузов, а также упрощен процесс их оформления в таможне.

8 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №171 от 8 июль 1997

На 10 процентов с 1 июля 1997 года снижены тарифные ставки на перевозки транзитных, прежде всего контейнерных грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали. Одновременно на 50 процентов уменьшены портовые сборы, введен особый налоговый режим при прохождении грузов, а также упрощен процесс их оформления в таможне.

Эти меры, предпринятые правительством Российской Федерации, в основном в результате настойчивых действий территорий российского Дальнего Востока направлены на то, чтобы значительно увеличить объемы перевозок транзитных грузов через Россию в Западную Европу из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего из Японии, Китая, Южной Кореи. И, как следствие, существенно повысить валютную выручку от “русского транзита”, которая еще 15 лет назад составляла 300 млн. долларов США.

Как пояснил в этой связи генеральный секретарь Координационного совета по Транссибу Геннадий Фадеев (в недавнем прошлом министр МПС), речь идет о возрождении основной магистрали транзита экспортно-импортных грузов через Россию, которая загружена сейчас менее чем наполовину. Он подчеркнул, что ежегодный рост на 15-20 процентов начиная с 1993 года объема перевалки транзитных грузов через Транссиб “сегодня никого удовлетворить не может”. В основном сдерживание грузопотоков происходит из-за того, что иностранные грузоотправители и грузополучатели до сих пор рассматривают Транссиб как рискованный путь.

“В” уже сообщал о мерах, призванных возродить былое доверие иностранных контрагентов к Транссибу. Теперь при прохождении транзитных (контейнерных) грузов будут формироваться спецмаршруты с вооруженной охраной и мобильными средствами связи, а о наличии груза в той или иной точке пути можно будет оперативно узнать через компьютер, установленный в МПС.

Однако эти меры можно назвать не более чем превентивными. Как сказал тот же Г. Фадеев, даже при снижении тарифных ставок на Транссибе на 10 процентов они все равно остаются очень высокими по сравнению с действующими у морских перевозчиков. Расчеты показывают, что если спецсоставу с транзитным грузом на всем протяжении Транссибирской магистрали будет дан “зеленый свет”, он прибудет из Восточного порта в Брест в лучшем случае через 12 суток 15 часов. Между тем контейнеровоз, который берет на борт 5 тысяч “ящиков”, при выходе, например, из Гонконга при средней скорости в пути 30 узлов прибывает в европорт Роттердам через 10 суток... Сохранность грузов и информация о их местонахождении при этом полная. Ясно, что в этой ситуации Транссиб пока не может составить конкуренцию морским перевозчикам, главным образом иностранным.

По информации “В”, все эти и другие проблемы предполагается обсудить на заседании Координационного совета по Транссибу, который на этот раз пройдет во Владивостоке 2 августа. Как предполагается, участие в этом заседании примет первый вице-премьер Борис Немцов.