Вкус экзотики
Директор по производству спасского завода «АРГО-1» Евгений Емельянов - человек прямой и не очень-то жалующий всяческие рекламные трюки. Пока он показывал нам предприятие, ни разу не удалось поймать его на какой-то натяжке или приукрашивании. Оба направления, которые развивает сегодня компания - как водочное, так и соковое, вызывают особое внимание со стороны потребителей и зачастую вовсе не лестное. Мол, такие предприятия спаивают народ. А что касается соков, то и тут есть недоверие: «Только не говорите, что они натуральные».
Соков пьем меньше, чем европейцы
Директор по производству спасского завода «АРГО-1» Евгений Емельянов - человек прямой и не очень-то жалующий всяческие рекламные трюки. Пока он показывал нам предприятие, ни разу не удалось поймать его на какой-то натяжке или приукрашивании. Оба направления, которые развивает сегодня компания - как водочное, так и соковое, вызывают особое внимание со стороны потребителей и зачастую вовсе не лестное. Мол, такие предприятия спаивают народ. А что касается соков, то и тут есть недоверие: «Только не говорите, что они натуральные».
- У каждой медали две стороны - так и с выпуском водки, - говорит Евгений Павлович. - Наше государство скромничает и не очень-то любит афишировать, какие суммы оно получает за счет акцизов с этого популярного, увы, напитка. Мы платим огромные налоги и, кстати, гордимся этим. Деньги идут на народное образование, медицину, развитие социальных программ. Не было бы нашего завода, и что? Приморцы стали бы меньше пить? Таков уж наш менталитет, что «злодейка с наклейкой» присутствует на столе и в радости, и в горе. Не купит человек водку нашего завода, так купит завозную или фальсифицированную, произведенную кустарно в антисанитарных условиях. Мало того, что нанесет вред здоровью, так еще, не исключено, невольно сделает взнос в финансирование бандитов на Северном Кавказе. У меня очень большие подозрения, что многие подпольные цеха тесно связаны с ними.
Мы работаем под бдительным контролем, на заводе постоянно находятся инспектора-налоговики. Вечером они пломбируют основные производственные технологические линии, и завод сдается на пульт вневедомственной охраны, утром снимают пломбы, так что без их ведома ни одна бутылка со склада не уйдет. И хотел бы еще вот на что обратить внимание. Государство взимает с каждой произведенной пол-литровой бутылки сорокаградусной водки акцизный налог плюс налог на добавленную стоимость, итого - 34 рубля 45 копеек. Скажите, может ли она стоить 35 или 40 рублей, как иногда бывает на сомнительных оптовых складах? Такая цена сразу же должна насторожить покупателей.
- Но лучше все-таки пить не водку, а сок - с этим ни один здравомыслящий человек спорить не станет.
- Компанию «АРГО-1» как раз нельзя обвинить в том, что она не способствует созданию достойного противовеса веселящим напиткам. Мы выпускаем целую серию соков «АРГО» и «Золотой сад» как в литровой, так и небольшой - 200-граммовой расфасовке. Цех по производству соков был построен с нуля за два года и первую продукцию выпустил в конце 2001 года.
Было смонтировано самое современное на тот момент оборудование от компании TETRAPAK, которая является в мире лидером по производству оборудования для вакуумной упаковки скоропортящихся продуктов - сока, молока, вина. На этом рынке все очень быстро меняется, и уже в прошлом году мы купили еще одну технологическую линию - для производства соков в тетрапакетах с удобными крышечками. Эта машина еще более производительная.
Спрос на нашу продукцию стабильный, но не стану скрывать, что завод может выпускать соков в 2-3 раза больше, чем сейчас, и обеспечивать регион с населением 10-20 миллионов человек. Но дело даже не в том, что на всем Дальнем Востоке народа живет меньше. Мы пока никак не можем догнать европейские страны по уровню потребления натуральных соков. Пьем их в пять раз меньше, хотя живем в неблагополучном с точки зрения экологии регионе и очень нуждаемся в таких продуктах.
- Может быть, объяснение в традициях питания и в том, что мы больше предпочитаем чай?
- Традиции в питании меняются с изменением семейного достатка. Главная причина отставания от Европы, мне кажется, все-таки в том, что большинство из-за мизерных доходов не может позволить себе часто и тем более каждый день покупать соки. Ситуация не изменится, пока у нашего населения не будет возможности зарабатывать нормальные деньги.
- На вашем предприятии какая средняя зарплата?
- Зарплата не очень высокая, но стабильная, и платим мы ее, как в добрые старые времена, два раза в месяц. Хотя говорить о средней заработной плате по предприятию, считаю, то же самое, что высчитывать среднюю температуру по больнице. У нас она зависит от квалификации каждого работника, от его вклада в производство. У уборщицы - три с половиной тысячи, у наладчика оборудования с золотыми руками - больше 10 тысяч.
- Мы прошли по цехам и, честно говоря, поразились масштабности производства. Технологический процесс восстановления сока из натурального концентрированного пюре довольно сложен. Это не то, что развести в чане с водой концентрат, как представляют многие.
- Процесс действительно непростой, поэтому требует высокотехнологичного оборудования стоимостью в миллионы евро. Не будешь вкладывать средства в обновление производства - быстро потеряешь конкурентоспособность.
Многие покупатели предполагают, что на заводах, подобных нашему, производство сродни простой кухонной манипуляции: разболтал с водой содержимое пакетика «Юпи» - и сок готов. Но вы теперь сами убедились, что все далеко не так. Начнем с того, что сырье для производства соков действительно используется натуральное - в виде пюре. Его получают на заводах-производителях из свежеприготовленных соков путем выпаривания влаги. Делается это в вакууме до трех атмосфер, поэтому температура для выпаривания требуется невысокая - примерно 60 градусов. К нам концентрат приходит в бочках со специальной вакуумной упаковкой. Для транспортировки очень удобно, и качество сырья долго сохраняется. По такому пути производства соков идут многие страны во всем мире. У нас не растут ни апельсины, ни манго, ни многие другие фрукты, потому что мы живем хоть и на широте Средиземноморья, но на долготе Колымы. При этом я, конечно, не стану доказывать, что восстановленный сок ничем не отличается от свежевыжатого. Отличается. И часть витаминов теряется. Однако технология направлена на то, чтобы максимально их сохранить. Для этого при пастеризации продукт очень быстро нагревается и практически мгновенно охлаждается. Если вспомнить всеми любимые соки в стеклянных банках, которые, как думают некоторые, были более «живыми», то они ведь тоже подвергались пастеризации. Иначе их нельзя было бы долго хранить. Причем старые технологии пастеризации были гораздо менее щадящими.
- Откуда вы получаете сырье для производства соков?
- Из Израиля, где производятся самые высококачественные цитрусовые концентраты, из Китая, где тоже есть что выбрать, из других стран. Главное, чтобы сырье было качественным. Для этого проводятся его предконтрактные исследования. Руководитель компании Александр Решетников решает этот вопрос вместе с начальником нашей лаборатории Михаилом Зайцем, который бывает на фирмах-производителях по всему миру, стараясь остановить выбор на лучших концентратах.
А уже на самом заводе за качеством продукции бдительно следит лаборатория, на оснащение которой руководство не жалеет денег. Экспресс-анализы выпускаемой продукции проводятся каждые полчаса. В лаборатории у нас работают бывшие учителя химии и биологии. Они прошли школу жизни, работали с детьми. А ведь сок прежде всего пьют именно дети. Сделать плохое для ребенка - значит совершить преступление. Наши работники с душой относятся к производству, болеют за то, чтобы с конвейера сходил продукт, не вызывающий никаких нареканий.
- «АРГО» выпускает как соки, так и нектары. В чем их отличие?
- Сок восстанавливается только с помощью воды, а в нектар добавляются еще сахар и лимонная кислота. По поводу качества воды можно не беспокоиться - на заводе эффективная система водоподготовки.
- По своей технологии к соковому близко молочное производство. Для них можно использовать одни и те же технологические линии. В «АРГО» нет планов наладить выпуск молока?
- Такие предложения рассматривались. Но ведь для производства даже восстановленного молока нужно не только сухое, но еще и цельное. Коров же как в коллективных хозяйствах, так и на частных подворьях осталось мало, надои мизерные. Пока молочным производством мы решили не заниматься.
Что касается других планов по расширению ассортимента, то они есть. Руководство компании, ее специалисты разрабатывают несколько перспективных программ. Стоять на месте мы не будем.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»