На войне атеистов не бывает

Как известно, страна наша богата парадоксами, порожденными прежде всего 17-м годом. Один из них – отделение воинства от духовенства. Закон-то есть, но при явном попустительстве властей предержащих он активно нарушается. Иначе не было бы в наших воинских подразделениях более 2000 священнослужителей и не проходили бы ежегодно учебно-методические сборы руководителей епархиальных отделов и духовенства по взаимодействию с вооруженными силами. Вот и в конце января в Москве состоялись 13-е Рождественские чтения, открылись которые молебном в домовой церкви при академии Генерального штаба, старейшего военного вуза. Приморскую епархию на солидном форуме представлял отец Виктор, ключарь Свято-Никольского кафедрального собора во Владивостоке.

25 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1709 от 25 февр. 2005

Армия и церковь ищут общий язык

Как известно, страна наша богата парадоксами, порожденными прежде всего 17-м годом. Один из них – отделение воинства от духовенства. Закон-то есть, но при явном попустительстве властей предержащих он активно нарушается. Иначе не было бы в наших воинских подразделениях более 2000 священнослужителей и не проходили бы ежегодно учебно-методические сборы руководителей епархиальных отделов и духовенства по взаимодействию с вооруженными силами. Вот и в конце января в Москве состоялись 13-е Рождественские чтения, открылись которые молебном в домовой церкви при академии Генерального штаба, старейшего военного вуза. Приморскую епархию на солидном форуме представлял отец Виктор, ключарь Свято-Никольского кафедрального собора во Владивостоке.

- Мы побывали не только в знаменитой академии. После молебна нас повезли в подразделение ракетных войск стратегического назначения. Вот уж святая святых армии, куда посторонних не пускают, особо охраняя от идеологического поползновения. Тем не менее мы там были. В Доме офицеров нас приветствовал главком, выразивший надежду на развитие наших взаимоотношений. Хотел бы заметить, что в местечке, где расположен штаб, построен воинский храм, имеющий не только надземную, но и подземную часть, в которой при необходимости могут совершаться богослужения. Завершающий молебен был проведен именно там. Кстати, из доклада главкома мы узнали, что в большинстве гарнизонов ракетных войск на территории России построены воинские храмы, в подразделениях организованы десятки молитвенных комнат. Взаимная тяга духовности и земного служения Отечеству очевидна. Недаром в свое время Суворов говорил: «Учить военному мастерству неверующего человека – все равно, что точить горелое железо». Если мы хотим возродить русскую армию, непобедимое русское воинство, должны взаимодействовать, не беря при этом себе в пример зарубежный опыт.

- Но ведь и там широко развит институт капелланов.

- Капелланство и военное священство в России – разные вещи. Прозападный вариант – новоиспеченный, а наша связь с армией существовала несколько столетий и была прервана лишь в 17-м году. Задачи у нас не совсем одинаковые. Там отсутствует элемент веры, капеллан окормляет все категории религиозных конфессий, наш – прежде всего основную часть российского воинства, то есть православных, при этом общаясь со всеми.

- По-моему, в этом как раз и самая серьезная проблема – среди служивого люда есть католики, протестанты, мусульмане… Значит, дискриминация?

- На самом деле эта проблема надуманна. Когда приезжаешь в воинские части, понимаешь, что процентный состав других вероисповеданий ничтожно мал. Они, конечно, есть, но ни о какой дискриминации не может быть и речи, поскольку православная церковь очень веротерпима. Мы уважаем религиозные чувства любого человека. Правда, если он действительно верующий по своему духу и служению, а не использует веру для дестабилизации взаимоотношений в коллективе. Католика, например, за свою практику я встретил лишь однажды, да и то был он им лишь по рождению, а не по вероисповеданию. Многие наши православные ребята тоже далеки от церкви. Но к сердцу любого человека у священника найдется ключик, найдутся нужные слова, мы никому не откажем в общении, в отеческой помощи. Не думайте только, что это будет богословский разговор, это прежде всего попытка помочь человеку.

- Судя по фактам дедовщины, становящимся известными, помощь молодым ребятам действительно нужна.

- На самом деле дедовщина – атрибут уже уходящего времени. Сейчас рождаются новые формы неуставных отношений, более непонятные нашему поколению. Раньше были лишь межличностные проблемы, старослужащие не брали деньги за спокойствие и благополучие новобранцев, теперь все это можно купить. Вот тут и нужен священник, способный с чистым сердцем донести общечеловеческие ценности, которые помогут человеку в крайней ситуации не стать убийцей, самоубийцей, дезертиром.

- Для этого недостаточно разовых акций…

- Безусловно. Только если будет предоставлена возможность регулярного неформального общения, появятся результаты.

- Думаете, молоденький солдат пойдет со своими проблемами к священнику? В конце концов есть заместители по воспитательной работе.

- А вы, будучи светским человеком, обратитесь с самым наболевшим, например, в органы соцобеспечения? Так и в армии. Есть вещи сокровенные, сокрытые от властных структур. Недаром, отправляясь в Чечню, многие подразделения спецназа везут из своего региона священнослужителя. На войне неверующих не бывает, все обращаются к Богу. Могу привести вам несколько примеров. Батюшка Михаил, заведующий сектором воздушно-десантных войск синодального отдела Московского патриархата, – участник всех выездов десантных войск в районы боевых действий. Вот на фотографии, сделанной во время Рождественских чтений, отец Петр, родившийся во Владивостоке в семье военнослужащих. Он в свое время хотел стать офицером, готовил себя к этой службе, имел черный пояс по карате. Уходя в священство, сжег пояс. Но жизнь заставила вновь заняться спортивными занятиями – по благословению своего духовного отца он возглавил молодежную группу, стал тренером рукопашного боя, отбросив лишь восточную философию. Есть телефильм «Сильные духом», там сюжет о нем. Снимали фильм и о отце Владимире, бывшем летчике-истребителе, который стал священником. Правда, он до сих пор летает и на истребителях, и на парапланах. Кстати, есть офицеры, которые в субботу-воскресенье проводят службы в храмах, а в другие дни продолжают воинскую службу. Так что наша ситуация не ложится в прокрустово ложе западных моделей.

- Только в нашем крае не слышно что-то о военном духовенстве. Что мешает?

- В прошлом году по приглашению командира одной из частей, отправлявшейся в Чечню, мы комплектовали походный храм, с которым поехал священник. К сожалению, по независящим от нас причинам то подразделение вернули во Владивосток. Но ни один из священнослужителей Приморья никогда не откажет в помощи воинам. Нас часто приглашают на освящение оружия, технических средств, кораблей, мы участвуем при принятии присяги и в прочих мероприятиях. Что мешает более тесным контактам? Прежде всего религиозная безграмотность, непонимание сути того, что несет церковь. Народ долго убеждали, что это опиум, мракобесие, признак физической и духовной немощи. На самом деле все наоборот. Правильно недавно сказал телекомментатор Леонтьев: «Мы очень долго стояли на голове, отчего к мозгам приливает не только кровь…». Наверное, это и доминирует в сознании. Когда вновь встанем на ноги, хватит ли времени возродить страну? Ведь именно восстановление государственности и духовности так пугает наших оппонентов.

- Чем закончились нынешние Рождественские чтения? Думается, это был не пустой разговор.

- Представитель министерства обороны, отвечающий за взаимодействие с религиозными организациями, сообщил, что они собираются провести эксперимент на базе войск постоянной готовности – ввести должность кадрового священнослужителя. Представитель президента сказал, что позиция Русской православной церкви соответствует интересам России. Правда, возникает вопрос: если интересы совпадают, что же тогда мешает? Вот ведь и президент прикладывался к мощам Андрея Первозванного, и храмы повсеместно возводятся.

- Когда можно будет «пощупать» результаты вашего взаимодействия?

- Результативность можно будет «пощупать», когда церковь начнет доверять силовым структурам, когда увидим кающегося, исповедующегося офицера и солдата. Это станет свидетельством выздоровления народа. Будет видна борьба за душу конкретного человека, а через него – борьба за Отечество. И матери с легкой душой будут отправлять детей на службу Родине.

Автор: Галина КУШНАРЕВА (фото автора), «Владивосток»