Нельзя бросать музыку…
Концерт, который на прошлой неделе Ксения Башмет (фортепиано) и Олег Бугаев (виолончель) в рамках дальневосточного тура сыграли во Владивостоке, убедил слушателей в том, что молодые музыканты уверенно завоевывают публику. Приморская филармония делает ставку на молодых, это еще раз подтвердил и Дмитрий Коган, побывавший во Владивостоке на прошлой неделе с неофициальным визитом. Дмитрий пообещал интересную программу на фестивале классической музыки «Дальневосточная весна». Ксения Башмет, как и молодой Коган, представительница музыкальной династии, в интервью корреспонденту «В» призналась, что секрет известности не в прославленной фамилии, а в кропотливой работе.
В этом свою дочь убедил Юрий Башмет
Концерт, который на прошлой неделе Ксения Башмет (фортепиано) и Олег Бугаев (виолончель) в рамках дальневосточного тура сыграли во Владивостоке, убедил слушателей в том, что молодые музыканты уверенно завоевывают публику. Приморская филармония делает ставку на молодых, это еще раз подтвердил и Дмитрий Коган, побывавший во Владивостоке на прошлой неделе с неофициальным визитом. Дмитрий пообещал интересную программу на фестивале классической музыки «Дальневосточная весна». Ксения Башмет, как и молодой Коган, представительница музыкальной династии, в интервью корреспонденту «В» призналась, что секрет известности не в прославленной фамилии, а в кропотливой работе.
- Ксения, вы только что приехали из Хабаровска. До этого были на Сахалине. Можно сравнить настроение зала с Москвой?
- В Хабаровске нам рукоплескали стоя… Мне показалось даже, что наш исполнительский уровень недостоин такого горячего приема. Это убеждает в том, что по классической музыке скучают.
- В последнее время молодые исполнители часто приезжают во Владивосток. Можно говорить о тенденции. И все это при том, что молодых часто упрекают в прагматизме, в том, что на первом месте у них желание заработать, а уж потом творчество. Что вы скажете по этому поводу?
- Знаете, в музыку идут в том возрасте, когда еще не думаешь, сколько заработаешь этой профессией. Меня отдали в музыкальную школу в пять лет. Не просто в ДМШ, а в специализированную музыкальную школу. Сначала родители думали не о деньгах, а о том, стоит ли меня обрекать на эти муки. Ни один ребенок не хочет в пять лет сидеть несколько часов в день за роялем. Но все-таки решили. Рядом стояла мама (она по профессии скрипачка) с палкой, которой била меня по мягкому месту, если ей что-то очень не нравилось. Результат вы видите, вернее, слышите сами… В чем разница профессионального музыканта и непрофессионального? У меня не было вопросов, куда мне податься. Выбор был лишь пойти в консерваторию или в Гнесинский институт. Или уехать за границу.
- Почему не уехали?
- Папа отговорил. Был вариант поехать в Хорватию, там филиал московской консерватории. Сначала я боялась, что не поступлю. Просто не хватит мастерства. Потом все-таки поступила, была, конечно, не первым номером, но поступила. А потом вместе с папой решили, что лучше остаться в России. Здесь лучшее музыкальное образование в мире. Сейчас я снова думаю: может быть, пока есть возможность, поездить по миру, посмотреть – где, кто и как преподает. Но повторю, для пианиста лучше все-таки Россия, ее музыкальные традиции.
- Папа отговорил... Но Юрий Башмет, которого называют «альт № 1 в мире», может сравнивать не столько традиции, сколько условия работы профессионального музыканта. Откуда патриотизм?
- Вряд ли это можно объяснить. Это его отношение к жизни. Он стопроцентный патриот, несмотря на то, что он может делать выводы из своих поездок. Он не хочет никуда уезжать, из каждых гастролей он возвращается в Москву. Хотя ему дороже обходятся эти челночные рейсы, он мог бы проводить несколько дней от концерта до концерта за границей. Его патриотизм порой принимает экстремальные формы. Он нам такой разнос устроил за то, что мы с мамой за Хакамаду голосовали. Хотя какой смысл? И так ясно, что победит Путин, а мне нравится Хакамада. И мне хотелось, чтобы в тех процентах, которые она набрала, был и мой голос. Папа говорил: «Боже, кого я вырастил!».
- Ксения, авторитет отца помогал вам или служил некоторым прессингом?
- Конечно, меня вырастила семья. Был момент переходного возраста, когда я все время ругалась с мамой. Она скрипачка, но не играет на сцене. Помню, когда я была ребенком, мама занималась на скрипке, входила в форму после меня. Потом родился брат... Мама оставила профессиональные занятия, но сегодня она является критиком. Причем очень авторитетным. Так вот, у меня в детстве был добрый полицейский и злой. Злым полицейским была мама. А папа добрым. Он, конечно, не знал всей кухни моего поведения. Юрий Башмет для всех был высшим мнением - и в финансах, и в творчестве. Мама к нему отсылала в случае сложностей: «Как папа скажет». А папа к маме – потому что ему было недосуг вникать в какие-то проблемы. Но на самом деле в решающий момент он действительно играл свою роль. Был случай, я перешла к другому педагогу и попала в класс Татьяны Зеликман. Было очень тяжело, она экспрессивный человек, кричала на меня, и часто я даже плакала. А однажды решила: все брошу, раз я такая бездарность. Я сообщила это свое решение папе. И тут произошло одно из чудес. Папа со мной разговаривал очень долго - вместо обычных нескольких минут. Я не помню, что он говорил, ни одного слова. Хотя слушала внимательно. Просто я поняла, что нельзя бросать музыку. И довольно скоро отношения с педагогом выстроились такие, что меня даже посылали вперед себя некоторые ребята: «Слушай, давай поменяемся местами, после тебя у нее хорошее настроение». Папа как-то сумел повлиять, я изменила решение. Это было как гипноз. Судите сами, прессинг это или помощь…
- Вам удается смотреть на него глазами не дочери, а музыканта?
- Когда я сижу в зале, а он играет, конечно, я не думаю: «Ах, как мой папа играет!». Я просто слушаю музыку в исполнении классного музыканта, который еще по совместительству и мой отец. В смысле общения с великими… Есть семейный круг знакомых, который и состоит из него и его друзей. В дом вхож тот же Гергиев, которого я называю по имени - Валера. Но на это смотреть со стороны трудно. Ты ведь внутри находишься. Что касается какого-то ощущения, осознания себя в мире, музыкант, даже самый талантливый, прежде всего обычный человек со всеми его недостатками и достоинствами.
- А когда у вас появилось ощущение, что инструмент подвластен вам?
- Лет в 15. Я просто вдруг осознала. У меня нет безумной тяги срочно пойти поиграть на рояле. Если надо что-то выучить, я сажусь и учу. Но если мне не хочется, то я могу отложить свои занятия. Дело в другом, надо, наверное, любить музыку. И вот с этим все в порядке. Я люблю слушать Баха, современную музыку. Играть - ХХ век, пожалуй. Это наиболее легко для меня. Несмотря на то, что текст разбирать трудно, но именно этот период как-то очень отвечает моему ощущению.
- Когда вы вдвоем с отцом выходите на сцену, страшно?
- Нет. Он создает вокруг себя ауру, что не страшно. А потом, когда играешь с более сильными партнерами, то и сам подтягиваешься.
- Ксения, вы о будущем думаете?
- Я о нем не задумываюсь, я фантазирую. Начиная с того, что я самая знаменитая и великая, заканчивая тем, что я вовсе не знаменитая и не великая. Даже не знаю, что для меня ближе… Знаете, я бы согласилась быть своей мамой, то есть не знаменитой и не великой, если бы у меня был муж, как папа. Просто со слесарем Васей неинтересно. Мы с мужем расстались отчасти по этой причине. Ему не нравилось, что я даю много концертов. У него были другие ориентиры. Муж считал, что нужно играть один концерт в год, но за 5 тысяч долларов. Я же считаю, что лучше играть пятьдесят концертов, но за сто рублей. Понимаете, когда идет накопление профессионального опыта, количество - это важно. Где-нибудь на 47-м концерте откроется нечто такое, чего раньше не видел в музыке. И здесь, на Дальнем Востоке, я как раз не потому, что я папина дочка. Просто нам с Олегом Бугаевым предложили тур.
- Сегодня в СМИ вряд ли найдешь радостную информацию из области культуры – все плохо. Как вы к этому относитесь?
- Я легкий человек. Что называется, не парюсь какими-то вопросами бытия. К культуре ли это относится или к жизни вообще. Бывает, иногда слушаешь новости и понимаешь, что в результате того-то и того-то приблизительно погибло тысяч семь человек. Вроде бы страшно. Но сказали бы в качестве сводки, сколько родилось в этот момент. Дело в том, что все мироощущение и страхи – это внутри человека. Мне не страшно выходить на улицу, не страшно жить в этой стране, мне не хочется уехать за границу. Меня вообще бесят люди, которые уезжают и клянут Россию. Я, конечно, понимаю, что Москва отличается от других городов России. Но дело в принципе. Я против того, чтобы ругать все подряд.
- Вы возвращаетесь в Москву и…
- Я возвращаюсь в Москву и сразу еду в Липецк на гастроли, потом Уфа, Челябинск. Кроме того, я концертмейстер в школе: работа продлится до июня. Потом снова гастроли…
Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»