Местная власть обязана быть открытой

28 февраля в конференц-зале газеты «Владивосток» пройдет «Круглый стол» по обсуждению проекта нового Устава города Владивостока и проекта городского положения об общественных слушаниях. Организатором мероприятия выступает Антикоррупционная коалиция Приморья, объединяющая более двух десятков общественных организаций.

22 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1708 от 22 февр. 2005

28 февраля в конференц-зале газеты «Владивосток» пройдет «Круглый стол» по обсуждению проекта нового Устава города Владивостока и проекта городского положения об общественных слушаниях. Организатором мероприятия выступает Антикоррупционная коалиция Приморья, объединяющая более двух десятков  общественных организаций.

Корреспондент «В» беседует с инициатором мероприятия, секретарем Антикоррупционной коалиции Приморья Виталием БЕРЕГОВСКИМ.

- Виталий Юрьевич, объясните интерес общественности к принятию проекта Устава Владивостока и положения об общественных слушаниях.

-  Проекты уже приняты в первом чтении на февральском заседании городской думы и в настоящий момент проходят процедуру общественного обсуждения. На первый взгляд, темы эти кажутся узкопрофессиональными, интересными только юристам и депутатам. Но это совсем не так. Устав города – это городская конституция, где устанавливаются основные правила игры: кто в городе на что влияет, кто и за что несет ответственность. От этого многое зависит в жизни всех жителей города – начиная с малообеспеченных пенсионеров, ожидающих от власти поддержки, заканчивая успешными предпринимателями, которым не хочется, чтобы им палки в колеса вставляли.

Однажды, в 1999 году, Устав города  Владивостока уже стал предметом манипуляции, был принят за месяц, без полноценного общественного обсуждения. Что мы имели в результате? В ходе референдума был принят проект, по многим направлениям противоречащий федеральным законам. Хотелось бы, чтобы нынешний депутатский состав  городской думы избежал этих ошибок.

Как юрист, я убежден, что принимать Устав города во втором и третьем чтениях можно только после того, как будет полностью принято положение об общественных слушаниях. Если Устав – общий городской  закон, значит, общественность должна иметь законное право влиять на его содержание. Сам факт, что дума пытается принять их одновременно и в такие сжатые сроки, наводит на мысль о том, что здесь продавливается  какой-то политический интерес. А значит, интересы широких слоев населения могут быть ущемлены.

- Антикоррупционная коалиция уже провела анализ проекта Устава города?

- Мы получили проект немного раньше, чем он был опубликован. И сопоставили его с действующим законодательством и рекомендованными модельными вариантами Устава. Мои коллеги усматривают в принятом проекте несколько спорных моментов. Депутаты оставили их уточнение на второе чтение, наверное. Кое-что я могу назвать уже сейчас. Нас удивляет отсутствие в Уставе ответственности главы администрации и администрации как таковой по исполнению бюджета. Это сводит на нет всю регламентацию бюджетного процесса. Для чего тогда городить огород с организацией городских контрольных бюджетных органов или установлением порядка бюджетного процесса? 

Нам непонятно, почему дума сама отказывается от своего законного права принимать решение о создании органа по управлению городским имуществом,  а также устанавливать порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности. Можно ли избежать ошибок в распоряжении городской собственностью, если вся власть здесь сосредоточена в одних руках? Такая практика не оправдывается.

Предложенный в проекте механизм голосования по отзыву депутата выдает хорошее чувство юмора его разработчиков. Общее предложение, заложенное в проекте: если за депутата проголосовало 500 человек, то за отзыв его должно проголосовать 250 тысяч человек.

- Каковы шансы, что к рекомендациям общественности прислушаются при принятии окончательного решения?

- Гарантий нет, но есть резоны. Первый – Москва уже подала пример формирования  институтов общественной экспертизы, например, Общественной палаты при президенте РФ. Второй - по новой редакции ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» механизм принятия Устава предполагает проведение общественных слушаний. Эти положения федерального закона уже действуют, хотя во Владивостоке и недоработан  механизм. Третий, по нашему мнению, - если допущенные неточности не будут устранены, то проект Устава может не пройти экспертизу при регистрации в министерстве юстиции.