Задача - выжить в рынке
Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства в Приморском крае составляет немногим более 12 процентов. Что скрывается за этими процентами, как чувствует себя одна из наиболее стабильных отраслей экономики, что ожидает ее в ближайшем будущем - на эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя комитета Владимира Светлова, курирующего отрасль в департаменте сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
Приморские производители наращивают объемы
Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства в Приморском крае составляет немногим более 12 процентов. Что скрывается за этими процентами, как чувствует себя одна из наиболее стабильных отраслей экономики, что ожидает ее в ближайшем будущем - на эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя комитета Владимира Светлова, курирующего отрасль в департаменте сельского хозяйства и продовольствия администрации края.
- Объем произведенной нашими предприятиями в прошлом году продукции оценивается в 7 миллиардов 583 миллиона рублей, что на 17,8 проц. выше 2003 года. В бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды уплачено более 1,3 миллиарда рублей налогов, в том числе в краевой бюджет - 705 миллионов. Средняя зарплата за минувший год выросла на 11 проц. и составила 6272 рубля.
- Владимир Борисович, у всех ли отраслей высокие показатели работы?
- К сожалению, нет. Объемы производства ликеро-водочных изделий выросли всего лишь на 0,1 проц., но в денежном выражении реализация увеличена на 10 проц. Предприятиями отрасли выпущено в общей сложности 1 млн. 275 тыс. декалитров спиртных напитков. Причины замедленного роста понятны всем: конкурировать на алкогольном рынке сегодня крайне сложно, поскольку много завозной продукции, да и теневой сектор экономики вносит свою лепту. Только в декабре в преддверии череды праздников - Нового года, Рождества отрасль выполнила месячный план на 170 проц., и вся продукция разошлась.
Что касается кондитерской промышленности, то за минувший год она увеличила объем производства продукции на 10 проц., произвела ее 9,5 тысячи тонн. Прекрасные показатели у консервной промышленности: рост составил почти 30 проц., выпущено 55,5 млн. условных банок консервов, правда, в основном этот рост достигнут за счет увеличения объемов производства соков предприятиями «Арго» и «Нектарин». Довольно солидную прибавку - 13 проц. обеспечила мясоперерабатывающая промышленность, выпустившая 26159 тонн колбасных изделий и 4711 тонн мясных полуфабрикатов. Рост последних - 35 проц. Мы это связываем прежде всего с высоким качеством продукции, не уступающей домашней, нежеланием наших хозяек тратить время у плиты, на кухне, и лишние деньги в магазинах, так как полуфабрикаты гораздо выгоднее. Масложировая промышленность тоже хорошо поработала - рост 16 проц. Поскромнее показатели у товаропроизводителей минеральной воды, прибавка у них составила всего лишь 1,5 проц., хотя объемы солидные - 119 млн. бутылок емкостью 0,5 литра, что объясняется, на наш взгляд, достаточно большим ассортиментом продукции на товарном рынке. Итоги работы молочной промышленности не так радужны: по сравнению с прошлым годом объемы продукции сокращены на 2 проц. из-за отсутствия достаточного количества цельного молока в крае.
- Что, на ваш взгляд, послужило основой для достижения успехов у тех, кто сумел добиться серьезной прибавки?
- Стремление быть конкурентоспособным. Только в этом случае можно выжить, удержать свою нишу на потребительском рынке. Нет в отрасли такого предприятия, которое не отрабатывало бы вопросы качества выпускаемой продукции. ООО «Хлебный дом», награжденное премией правительства РФ за высокое качество своих изделий, на выставке «Хабаровскпродмаркет» удивило соседей изысканным ассортиментом продукции: сколько времени длилась выставка - столько времени продолжалось столпотворение у наших экспонатов. А ведь продукция была на 15-20 проц. дороже местной. Вот что значит качество!
С удовлетворением отмечаем, что высокое качество продуктов питания позволяет нашим молоко- и мясоперерабатывающим предприятиям осваивать дальневосточный рынок. Масложировая отрасль тоже практически не боится конкурентов. В минувшем году 37 наших предприятий стали лауреатами конкурсов «100 лучших товаров России», «Лучший товар Приморья», а 22 вручены дипломы качества, золотые медали. Сейчас предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности проводят серьезнейшие мероприятия по внедрению в производство международных стандартов качества серии ISO-9000. Продукция «Уссурийского бальзама», «Хлебного дома» уже сертифицирована. Заканчивает реконструкцию крупнейшее предприятие края «Ратимир», после чего не только существенно возрастут объемы производства продукции, но и ее качество, она тоже будет сертифицирована.
- На рынках Владивостока появилась продукция «Приморского сахара»…
- Летом минувшего года возобновило свою работу предприятие, долго стоявшее, пережившее много невзгод. За второе полугодие произведено более 40 тысяч тонн сахара, мы уверены, что уссурийские товаропроизводители вернут свои утраченные позиции за счет высокого качества продукции, невысоких цен на сахар.
- Раз уж мы заговорили о ценах, не ответите ли вы на вопрос, почему так быстро дорожают в розничной торговой сети колбаса, мясные изделия?
- Запрет на ввоз говядины, свинины из Китая, наложенный ветслужбой России, до сих пор не снят, хотя прошло уже более четырех месяцев с того времени, когда у соседей были обнаружены больные животные, мясо которых опасно для здоровья человека. Конечно, наши товаропроизводители стали искать сырье на стороне. Американцы, европейцы, прекрасно зная конъюнктуру рынка, тут же подняли цены, пользуются, так сказать, удобным случаем. А нашему небогатому населению приходится все туже.
- Владимир Борисович, а что ждет отрасль завтра?
- Итоги нашей работы по сравнению с 2001 годом впечатляют: объемы производства продукции выросли на 148 проц., уплата налогов - на 165 проц., рост зарплаты - на 205 проц. Тенденция роста особенно заметна в минувшем году. О чем разговор? О наработанном опыте выживания, умении концентрировать усилия рабочих, специалистов на решении проблем качества продукции, конкурентоспособности… Кстати, и газета «Владивосток» вносит свой вклад в изучение опыта лучших, публикуя каждую неделю материалы под рубрикой «Покупай приморское». А примеров хорошей работы у нас в крае много, я уверен, что число их будет множиться и дальше.
Автор: Николай АРТАПУХ, специально для «В»