Деньги не решают?

Картинка, характерная для наших дней. Улица Нейбута во Владивостоке, конечная остановка автобуса № 16, семь часов утра. Автобус ожидает минимум полторы сотни человек, и все хотят без опозданий добраться до работы. Но одного желания мало, нужен автобус, которого нет уже минут 40. Впереди еще утомительное путешествие в пробках в тесном автобусе.

16 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1705 от 16 февр. 2005

Проезд подорожал, но качество и безопасность поездок не улучшились

Картинка, характерная для наших дней. Улица Нейбута во Владивостоке,  конечная остановка автобуса № 16, семь часов утра. Автобус ожидает минимум полторы сотни человек, и все хотят без опозданий добраться до работы. Но одного желания мало, нужен автобус, которого нет уже минут 40. Впереди еще утомительное путешествие в пробках в тесном автобусе. Наконец-то долгожданный 16 «Ц» - автобус небольшой, но все-таки начинает проглатывать в свое нутро часть 100-метровой очереди.  Водитель, видимо, чтобы ускорить процесс (а может, и назло), открывает еще одну дверь, чем вносит хаос и сумятицу в ряды горожан. Те, кто стоял поодаль, кидаются ко второму входу, возникает давка…

 Надо ли говорить, что  такие ситуации повторяются практически каждый день и не только на ул. Нейбута?.. О безопасности путешествия в перегруженном автобусе никто не задумывается. А задуматься нужно было уже давно. Например, в краевом центре в прошлом году произошли 18 аварий по вине водителей автобусов, 18 человек травмированы, а двое пешеходов, попав под колеса автобусов, погибли.  Как сообщил корреспонденту «В» главный специалист управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Юрий Галиулин, по всем случаям совершения ДТП по вине водителей автобусов были проведены внеочередные проверки соответствующих фирм-перевозчиков; за различные нарушения, допущенные при организации процесса перевозки, фирмы либо их руководители были оштрафованы (на суммы до 40 тысяч рублей), а также было приостановлено действие лицензий трех предприятий на срок от месяца до трех. Лицензии же пока ни одну фирму не лишили, так как эта процедура связана с длительными судебными разбирательствами и требует значительно
го времени. По отношению к некоторым перевозчикам этот процесс уже начат.

- Профессионализм некоторых водителей у меня вызывает опасение, - говорит Галиулин. - Сейчас, чтобы сесть за «баранку» рейсового городского автобуса, нужно отучиться в автошколе и сдать экзамены. Раньше же при автотранспортных предприятиях существовала полугодовая программа обучения, в ходе которой человек сначала обучался вождению, а потом проходил двухмесячную практику! К такой практике вернуться сегодня проблематично. В этой ситуации предприятиям необходимо самое серьезное внимание обратить на повышение качества проведений стажировок, особенно с малоопытными водителями.

Есть тут и такой момент: законом не предусмотрен максимально допустимый возраст автобуса. То есть будь вашему транспортному средству хоть 100 лет в обед, при наличии лицензии и талона государственного техосмотра вы имеете право получить на него лицензионные документы и впоследствии перевозить пассажиров.

- В Уссурийске частично решили эту проблему, на пассажирские городские перевозки объявлен конкурс, участвовать в нем могут предприятия, техника в которых не старше 12 лет, - констатирует Юрий Галиулин.

Вызывает опасения в госавтонадзоре и тот факт, что часть автобусов с правым расположением руля участвует в перевозках пассажиров. Отказать в выдаче лицензионных документов на них также нет возможности, так как автобус поставлен на учет в ГАИ, ему выданы государственные регистрационные номера, проведен техосмотр.

- В результате проведения административной реформы в сфере нашей деятельности (после нее мы из транспортной инспекции преобразованы в управление государственного автодорожного надзора) число инспекторов сократилось до 10 человек на весь край; основная их задача - осуществление контроля внутрипроизводственных систем автоперевозчиков. Проверкам автотранспорта на линии, при которых контролируются такие важные составляющие перевозок, как наличие лицензии, предрейсового техосмотра транспорта, медосмотра водителей, схем маршрутов, графика движения, соблюдения режима труда и отдыха водителя и т. д., сейчас нам уделить внимание очень сложно. Эти функции остаются за ГИБДД. Однако все поступающие сообщения о выявленных нарушениях не остаются без внимания и соответствующей реакции с нашей стороны, - говорит Юрий Галиулин.

А вот как комментирует ситуацию Николай Ремезов, начальник отдела технического надзора ГИБДД Владивостока:

- Сегодня во Владивостоке мы пытаемся решить проблему с техническим состоянием автобусов. Например, в городе остались только три пункта, где автобусы проходят предрейсовый технический осмотр. Если раньше у директоров автотранспортных предприятий было больше возможностей сделать эту процедуру формальной, то теперь эти осмотры - процесс централизованный. Соответственно, и контроль более жесткий. А раз так, то многие фирмы стали тяжело проходить этот контроль. Теперь, например, более тщательно проверяются рулевая и тормозная системы. Непонятно упорство многих водителей автобусов, которые прикладывают гигантские усилия,  чтобы избежать исправления недостатков. Например, проверяем тормозную систему, и инспектор обнаруживает вздутие шланга, которое выявляется при нажатии на педаль. Соответственно, транспортное средство непригодно для эксплуатации, и водителю дается 20 дней на устранение недостатков. Вместо того, чтобы заменить шланг (что гораздо проще!), он снимает его, тщательно моет, чем-то залепляет, протирает тормозной жидкостью, чтобы тот блестел, и снова пытается пройти осмотр. В надежде на то, что инспектор, увидев блестящий шланг, не будет проверять тормозную систему. Но неполадка выявляется снова! Я не исключаю возможности, что даже через нынешнее «сито» могут проскочить автобусники-нарушители. Я советую в том случае, когда вы видите неисправный автобус или водителя в состоянии опьянения, сразу же сообщать об этом  по телефону 002.

Проверки проверками, но с безопасностью перевозок пассажиров в автобусах надо что-то делать. Стоимость проезда выросла, однако ответного роста качества перевозок пока не видно. Возвращаясь к 16 маршруту - напомним, что не так давно, 6 февраля, около часу дня такой автобус слишком резко затормозил при подъезде к остановке в районе дома № 40 на ул. Адм. Юмашева. Итог: в салоне упала 43-летняя женщина и сломала руку. Объяснения водителя, мол, на дорогу выскочил пешеход, едва ли удовлетворят пострадавшую пассажирку…

* * *

Согласно последней проверке, проведенной сотрудниками ГИБДД Владивостока в рамках профилактической операции «Автобус», проходившей в период с 24 по 29 января этого года, из 289 проверенных автобусов нарушения были обнаружены у 103. Из них: перевозка пассажиров - семь нарушений, плохое техническое состояние - 18, нарушения правил дорожного движения при перевозке пассажиров - 56.  Получается, что нарушения выявлены в каждом третьем автобусе. И такие результаты - только за пять дней работы.

Автор: Александр ОГНЕВСКИЙ, «Владивосток», Андрей СУХАРЬКОВ (фото автора), специально для «В»