Черные страницы, или О чем совещаются работники культуры

О культуре в России в последние годы говорят – падчерица. Поспорить трудно. Особенно если учесть, что залогом выживаемости сегодня является финансовая независимость. А культура и искусство денег не приносят, напротив, требуют вложений. Словом, кто не выжил, государство не виновато. Впрочем, о стратегическом значении культуры вдруг заговорили – без нее нация не существует. На прошлой неделе полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский провел совещание по вопросам развития культуры на Дальнем Востоке. На нем побывал корр. «В».

8 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1700 от 8 февр. 2005

О культуре в России в последние годы говорят – падчерица. Поспорить трудно. Особенно если учесть, что залогом выживаемости сегодня является финансовая независимость. А культура и искусство денег не приносят, напротив, требуют вложений.  Словом, кто не выжил, государство не виновато. Впрочем, о  стратегическом значении культуры вдруг заговорили – без нее нация не существует. На прошлой неделе полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский провел совещание по вопросам развития культуры на Дальнем Востоке. На нем побывал корр. «В».

Концептуально...

На совещание приехали работники культуры республики Саха, Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, Камчатки, Сахалина, ЕАО. И хотя в официальной повестке дня задача собрания была сформулирована четко – обсуждение проекта «Концепция федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг.» и определение приоритетов направлений культурной политики в Дальневосточном федеральном округе в 2005 году – говорили больше именно о проблемах. И официально, и в кулуарах.

Казалось бы, нет предмета для дискуссий: тезис «Культура не живет, а выживает» стал в последние годы общим местом. Особенно для сельской местности: к примеру, за последние 10 лет сеть клубных учреждений в России сократилась почти на четверть. Из трех млн. человек, занятых в сфере культуры, половина живет в полной нищете. Эти цифры взяты из доклада министра культуры и массовых коммуникаций России Александра Соколова на заседании правительства Российской Федерации 16 декабря 2004 года. 

К слову сказать, в Хабаровске доклад министра, говорившего о бедственном положении культуры в стране, подвергся критике: слишком мягко и аморфно. О болевых моментах – бюджетном финансировании (в России сегодня 150 тысяч бюджетных учреждений культуры: музеи, библиотеки, театры, сельские Дома культуры и клубы и т. д.), правовом статусе работника культуры, молодом поколении – вскользь. Ни слова и о концепции Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг.», сверстанной без учета мнений регионов. Выглядит эта концепция довольно любопытно. В ней говорится о «насущной необходимости выбора эффективных форм государственной активности, обеспечивающей реализацию общественных интересов, … о долгосрочной доктрине развития культуры, …о реформировании сферы культуры в направлении мировой тенденции информационного развития» и прочих важных вещах. Обозначены и приоритетные задачи на ближайшие  пять лет: в их числе -«создание благоприятных условий для свободы слова, творчества и развития культурно-информационного пространства», «повышение доступности культурных благ для населения страны», «сохранение и развитие системы художественного образования и поддержка молодых дарований».

Вроде бы все правильно на бумаге… Но почему-то вспомнилось классическое – «страшно далеки они от народа». Из всех выступлений, прозвучавших на совещании, внушало оптимизм, пожалуй, лишь одно: Надежда Зайкова, заместитель министра культуры республики Саха поделилась опытом включения в федеральную систему общероссийской  информационно-библиотечной компьютерной сети «ОПАК-ГЛОБАЛ». Остальные говорили больше о проблемах: техническое состояние памятников истории и культуры (этот вопрос поднял в своем докладе начальник управления культуры администрации Приморского края Петр Семин),  место творческих организаций в культурном пространстве региона,  проблемы выживания клубов и Домов культуры в малых городах и сельской местности. Последний вопрос стоит особенно остро. Буквально воплем отчаяния было выступление Геннадия Коршунова, директора Дворца культуры

г. Дальнегорска, собравшего под своей крышей более 20 творческих коллективов. Геннадий Александрович для наглядности пометил черным маркером все сокращения, которым на разных уровнях подвергся культурный бюджет. Страницы оказались едва ли не сплошь черными. В этом смысле строка новой концепции о повышении доступности культурных благ для населения  страны выглядит по меньшей мере иронично.

Нет прав, есть обязанности

Что же касается творчества… До сих пор в России нет закона о творческих союзах (художники, писатели, музыканты предоставлены сами себе). Нет прописанной в правовом поле категории творческого работника, в отличие от многих цивилизованных стран у нас ее попросту не существует. Соответственно, нет ответа и на то, кем являются творческие работники с точки зрения трудового социального и пенсионного законодательства. Нет законопроекта о меценатстве в сфере культуры (между тем, в концепции названы внебюджетные источники финансирования)

В кулуарах совещания говорилось: культура, особенно на Дальнем Востоке, это не только профессиональная среда. Это еще и ресурсы. По исследованиям Дальневосточного межрегионального института общественных наук (МИОН), сформированное культурное пространство ( в том числе и культурный туризм) неизменно притягивает бизнес. Не случайно в ДВГУ сегодня обсуждается создание Ассоциации культурологов и исследователей культуры.  Но это, как говорится, завтра.

Где деньги брать?

Сегодня же важно сохранить то, что имеем. И в этом смысле главная ноша ложится на плечи регионов. Не случайно Константин Пуликовский отметил на совещании, что в течение 2005 года «чиновники от культуры» должны принять активное участие в реформировании федеративных отношений в стране. «Не стоит забывать, что в 2006 году уже не будет консолидированных бюджетов. Будут бюджеты федеральный, региональный и местный. Уже сегодня нам необходимо распределить бюджетные обязательства по вопросам культуры, полностью распределить собственность. По итогам этой работы мы и будем знать, как будет финансироваться культура на Дальнем Востоке», - сказал полпред. Пока в этом смысле все прагматично. Министр культуры  Хабаровского края Валерий Журомский привел некоторые цифры: около двух млрд. рублей выделено было в Хабаровском крае на культуру в 2001-2005 годах. Из них всего 26 млн. рублей - федеральные деньги. Реставрационные работы в Хабаровской краевой филармонии, являющейся памятником федерального значения, обошлись в восемь млн. долларов.  Из краевого бюджета. Средства на обучение молодых музыкантов в столичных консерваториях тоже изыскиваются из бюджета Хабаровского края.

В этой ситуации правомерен обратный процесс: если полномочия по финансированию перекладываются на плечи регионов, то оттуда должны быть услышаны в центре предложения по формированию пакета законов  в области культуры.  На совещании было решено создать Совет по культуре и кинематографии при полномочном представителе президента и сформировать пакет предложений и замечаний по концепции Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг.» для передачи в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ. Может быть, их услышат. Свой декабрьский доклад Александр Соколов  завершил словами: «Культура в нашей стране не должна более рассматриваться как балластная нагрузка на бюджет. Культура – это источник, питающий все стороны нашей жизни. Нельзя дать пересохнуть этому живительному источнику». Остается слова подкрепить делом.

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток», Хабаровск - Владивосток