Льготы все еще остаются
В последнее время «свежую» струю в местный автомобильный бизнес внесла так называемая таможенная льгота 0,3 ЭКЮ. Она настолько популярна, что в газетах то и дело помещают объявления продам или куплю льготу 0,3 ЭКЮ. Мы попросили и. о. начальника Владивостокской таможни Сергея Дорошенко и начальника отдела по оформлению товаров физических лиц Анатолия Королева рассказать, что на самом деле происходит.
В последнее время «свежую» струю в местный автомобильный бизнес внесла так называемая таможенная льгота 0,3 ЭКЮ. Она настолько популярна, что в газетах то и дело помещают объявления продам или куплю льготу 0,3 ЭКЮ. Мы попросили и. о. начальника Владивостокской таможни Сергея Дорошенко и начальника отдела по оформлению товаров физических лиц Анатолия Королева рассказать, что на самом деле происходит.
- Льготная оплата ввозимых импортных автомобилей появилась после августовского (1996 года) постановления правительства. Если раньше моряк или рыбак мог беспошлинно ввезти один автомобиль в год, то по этому постановлению он уже обязан платить по единой сниженной ставке в размере 0,3 ЭКЮ за каждый кубический сантиметр объема двигателя привезенного автомобиля. По сравнению с обычными платежами это значительно меньшая сумма. Особенно если брать машины с мощными двигателями.
Хотя здесь есть ограничения. Например, по-прежнему необходимо набрать 182 суток пребывания в море за 2 года. Причем на судне, которое принадлежит российскому судовладельцу. Автомобиль необходимо купить самому, находясь в загранплавании. Под льготу 0,3 ЭКЮ не попадают новые машины, с момента выпуска которых прошло менее 3 лет.
В 1996 и начале 1997 года исчисление накопленных 6 месяцев для использования льготы происходило в упрощенном варианте. Сейчас отчет ведется только с 1 августа 1996 года и во внимание берутся отметки в паспорте о пересечении границы.
- Есть в этом деле какая-либо статистика?
- Мы ведем наблюдение в целом за тенденциями. Сейчас снова наметился рост привоза «льготных» машин. Например, это связано с тем, что вернулись из рейсов несколько сменных экипажей плавбаз и рыбаки стали использовать свои льготы.
- То есть продавать их?
- В имеющихся у нас документах и разъяснениях нет по этому поводу каких-либо ограничений. Как, например, раньше было с 5-экюшными автомобилями, которые не разрешалось отчуждать в течение 2 лет. Мы видим, что на этом деле многие делают бизнес. Берут моряков, везут с собой в Японию, те покупают нужный автомобиль и получают за это вознаграждение. Примерно от 500 до 900 американских долларов имеют продающие свою льготу моряки. Но с этим ничего не поделаешь, для них существуют льготы.
В свое время, когда готовилось 808-е «льготное» постановление, мы предлагали простую схему. Отменить все льготы и ввести несложную систему начисления таможенных платежей по легковым автомобилям. Взять одну ставку, скажем 0,8 ЭКЮ за один кубический сантиметр объема двигателя, и считать платежи вне зависимости от года выпуска машины и модели. Одновременно запретить ввоз автомашин ниже 1987 года. Тогда бы все везли "свежие" автомобили и платили бы разумную пошлину. Но наши предложения не прошли.
- Тем не менее поток машин через Владивосток не уменьшается. Причем под льготу везут практически новые авто. В портах власти стали проводить специальные проверки.
- Стараемся пресекать такие нарушения, когда под видом старой машины везут модели 1995-96 года и еще используют льготы. В этом деле взаимодействуем с линейными отделами милиции на водном транспорте и прокуратурой. Уже было несколько рейдов, и ловкачам пришлось платить по полной схеме.
- Не намечается ли отмена льгот для моряков, раз они используются таким образом?
- Трудно что-либо говорить по этому поводу. Пока такой информации нет. С другой стороны, мы стараемся отслеживать тенденции на этом рынке и регулируем в силу своих возможностей планку таможенной стоимости. Не так давно, например, за счет оценочной стоимости удалось снизить пошлины на малолитражки, автомобили среднего класса. А на джипы снижение пошлин произошло почти на 1000 долларов. В итоге сейчас еженедельно через таможню Владивостока проходит около 1000 автомобилей. Сумма пошлины в среднем - 10 млрд. рублей в неделю.
- Но очереди при оформлении по-прежнему существуют.
- Не всегда. Мы стараемся решить и этот вопрос, привлекаем свободных сотрудников.
- По льготе моряк в лучшем случае может привезти 2 машины в год. Но до недавнего времени у вас были и другие ограничения. Даже с выплатой полной пошлины физическому лицу разрешалось привозить лишь 3 машины в год.
- Теперь эту установку отменили. О количестве ввозимых иномарок нигде не говорится, зато есть пункт о предназначении товара: для личного пользования или в коммерческих целях. В нашей таможне посчитали, что 3 легковые машины в год для одного человека вполне достаточно. Если для себя, а не на продажу. Но у прокуратуры это вызвало возражение. Говорят, у людей есть родственники, знакомые. И потом кто-то просто любит менять модели. В общем, это уже дело налоговой инспекции - разбираться с теми, кто возит автомашины десятками. Другое дело - с грузовиками, рефрижераторами, многоместными автобусами. Они попадают под категорию товара, и если человек привозит этой техники больше чем один экземпляр, придется оформляться как юридическому лицу.
- Еще в начале года вышло постановление правительства о том, что скоро технический паспорт привезенного автомобиля будут выдавать не только в ГАИ, но и в таможне.
- Такой порядок предполагается. Но нам еще никто даже и не показывал образцов этих самых техпаспортов. Мы с трудом представляем, как таможня справится с тем, с чем у самой ГАИ проблемы. Если бы в Москве представляли, сколько иномарок проходит через наш край, такое бы не придумали.
Автор: Виктор СЕРДЮК, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»