Бельгийский десант во Владивостоке, или Кто изображает время
В минувшую пятницу в галерее «Арка» художники, искусствоведы, журналисты собрались обсудить вопросы о месте творчества в жизни, о мере таланта, о призвании и о ремесле, которое позволяет выжить. Эта дискуссия в «Арке», инициатором которой стала директор галереи Вера Глазкова, - начало серии встреч, на которых будут обсуждаться вопросы менеджмента в культуре и искусстве, рыночные условия существования, возможности творческого диалога с разными странами.
В минувшую пятницу в галерее «Арка» художники, искусствоведы, журналисты собрались обсудить вопросы о месте творчества в жизни, о мере таланта, о призвании и о ремесле, которое позволяет выжить. Эта дискуссия в «Арке», инициатором которой стала директор галереи Вера Глазкова, - начало серии встреч, на которых будут обсуждаться вопросы менеджмента в культуре и искусстве, рыночные условия существования, возможности творческого диалога с разными странами.
В сентябре во Владивостоке ожидается настоящий бельгийский десант. Художница из Брюгге Кристин Стилл, неоднократно приезжавшая во Владивосток, популяризировала наш город в маленькой европейской стране. Под специальный российско-бельгийский проект с участием известных бельгийских художников правительство Бельгии выделило деньги. Мы же пока формируем политику: 2 февраля в Хабаровске состоялось совещание по вопросам культуры, проведенное полномочным представителем президента РФ в ДВФО Константином Пуликовским. Свои предложения по вопросам формирования единого культурного пространства на территории округа внесли представители министерств и управлений культуры регионов Дальнего Востока. Читайте об этом материал корреспондента «В» в одном из следующих номеров.
Что касается дискуссии, то формальным поводом послужило закрытие выставки Геннадия Омельченко, которая завершила удачный и интересный выставочный год в «Арке» (напомним, что именно в этом году во Владивосток приезжал культовый для России художник, москвич Сергей Шутов; «Арка» провела серию интересных фотовыставок) и начала новый – 2005-й. Куратор выставки искусствовед Наталья Левданская посетовала на то, что обсуждать выставки стало немодно и не принято. Между тем такие дискуссии нужны в первую очередь тем, кто приходит, что называется, «с улицы». Ведь они учатся понимать и принимать искусство, видеть в нем время.
Наталья Левданская:
- То, что художник отражает время, – бесспорно. Ведь он откликается прежде всего на то, что ему дает действительность. Он как бы перерабатывает материал и в зависимости от того, кто ему помогает, как эту переработку воспринимают окружающие, выстраивает свое творчество. Или глубоко проникает в самые сокровенные слои жизни, или поверхностно пишет с натуры. И если собрать все мозаики, получится единая картина – срез времени.
Джон Кудрявцев, художник:
- Конечно, художник субъективен. Но с тем, что он отражает время лучше, чем политик, лучше, чем экономист, не поспоришь. Ведь все нарисованное остается не только описанием истории, но и ее буквальной иллюстрацией… Есть пример. Из собственной жизни. Как-то я ехал в автобусе в деревню к родственникам. Выпил бутылку пива. Это заметили милиционеры, высадили меня и забрали в участок. Досадно, но как раз у меня с собой не было документов. Я начал объяснять, что я художник. Милиционеры тут же заставили меня в качестве доказательства нарисовать их портреты. Я нарисовал очень похоже. Оба обрадовались, увидев свои изображения. Меня не только отпустили, но и довезли до деревни… Смешной частный случай. Но мне кажется, что эти милиционеры из района перестанут воспринимать художника как человека с Луны. А может быть, приехав в город, даже пойдут на выставку…
Геннадий Омельченко, художник:
- Я глубоко убежден, что мир устроен художественно. Не научно или как-то там еще, а именно художественно. Начиная с того, во что мы одеты. Если вещь нравится, ее делал хороший дизайнер. Если нет, халтурщик… Выше всего живописец. Ведь это и архитектура, и химия, и психология, и философия… А иначе разве жило бы изобразительное искусство века? Сегодня много говорят о том, что происходит обесчеловечивание нации: истинные ценности вроде бы как быстрой прибыли не дают, а значит, и заниматься ими не нужно. Это правда, ремесленников много. Но… Истинный художник сначала спросит с себя.
Олег Батухтин, художник:
- У меня дочь психолог. Для своей курсовой работы она взяла объект исследований – художник и его работы. Она выбрала 10 художников и исследовала их картины. И пришла к выводу, что они особенно видят мир: острее, ярче, лучше фиксируют болевые точки. И их интуиция, их провидческие способности передаются зрителю. В обществе формируется тонкий слой…
Наталья Левданская:
- Очень жаль, что этот тонкий слой остается невостребованным. Мы говорим сейчас о высоких материях, но ведь существуют конкретные точки соприкосновения творческой личности с обществом. К примеру, в этом году планируется очередная биеннале, в которой находилось место художникам стран АТР. Похоже, она станет сугубо городским мероприятием, край главным культурным событием сделал кинофестиваль.
Александр Куликов, специалист управления культуры администрации Приморского края:
- Мы живем в том временном отрезке, когда сильно чувствуется сиюминутность. Не всегда можно оценить, что будет иметь значение через какое-то время… А поскольку рынок ставит художника в сложные условия, заставляет рассчитывать прежде всего на свои силы, а не на чью-то поддержку, выживают сильнейшие. То есть талантливые. Вряд ли художник ежедневно думает о своей миссии, но по крайней мере он должен честно делать свое дело. Что касается государственной политики, сегодня поддержка рассчитывается на каждый конкретный случай или отрезок времени. Долгосрочные проекты – это сложно… Либо они должны иметь стратегическое значение…
Александр Городний, директор музея «Артэтаж ДВГТУ»:
- Сегодня сузилось пространство, где искусство востребовано. Все изменилось – другие стали СМИ, другие условия существования, другая государственная политика. Молодые не идут в искусство, они идут зарабатывать деньги – красят коттеджи, осваивают компьютерную графику. Они правы. Мне кажется, думать о месте в социуме должен не художник, а власть. Во власть должны приходить образованные люди, тогда и в государстве многое будет складываться иначе.
Олег Батухтин:
- Власть – это все далеко. Мне кажется, надо просто хорошо работать, тогда тебя заметят…
Автор: Подготовили Ольга Зотова, Любовь Берчанская, Юрий Мальцев (фото), "Владивосток"