Не вижу повода для обмороков

Оксана МАРТЫНЕНКО, заместитель проректора по учебной работе ВГУЭС: - Думаю, коллектив ученых, который разрабатывал концепцию реформы образования, предложил вполне логичный по большинству позиций вариант. Во всяком случае, на семинарах и заседаниях рабочих групп я не раз слушала их вполне аргументированные доводы. Судите сами: была поставлена задача предложить пути развития высшего профессионального образования в условиях жесткого дефицита бюджета.

4 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1699 от 4 февр. 2005

Оксана МАРТЫНЕНКО, заместитель проректора по учебной работе ВГУЭС:

- Думаю, коллектив ученых, который разрабатывал концепцию реформы образования, предложил вполне логичный по большинству позиций вариант. Во всяком случае, на семинарах и заседаниях рабочих групп я не раз слушала их вполне аргументированные доводы. Судите сами: была поставлена задача предложить пути развития высшего профессионального образования в условиях жесткого дефицита бюджета.

Была использована одна из классических схем, описанных в учебниках и применяемых при стратегическом планировании в любой сфере: выделить точки роста и вкладывать средства сюда, а не размазывать на всех.

Здесь предложено несколько идей – одни вполне приемлемы, другие более уязвимы и вызывают дискуссии.

Одна из главных идей - переход на двухуровневую систему, четырехлетний бакалавриат и «элитную» шестилетнюю магистратуру – не вызывает у нас никаких протестов. Это путь, которым идет весь мир, и не стоит здесь вновь искать свои собственные «особенные» решения вопреки всем.

Дело в том, что пять лет обучения – слишком длительный срок. Сегодня эксперты оценивают так называемый период полураспада знаний - пять лет. То есть за пять лет знания любого специалиста устаревают и требуют повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Сейчас мы учим всех одинаково, в потоках. Но любой преподаватель четко видит, что учатся студенты далеко не одинакового уровня и мотивации. Тем не менее все получают одинаковые дипломы и с точки зрения закона могут претендовать на одну и ту же работу. Совсем недавно такая ситуация нас возмущала.

Теперь, когда правительство предлагает нам другой путь, вполне проверенный в мире, научное сообщество падает в обморок и сокрушается: куда пойдут эти «недоучки»?

Между тем суть новой концепции в том, что, конечно же, массовое высшее образование нужно, но не для всех одинаковое. Кому-то достаточно только базового образования. Другим необходимо и по силам получить элитарный уровень и степень магистра.

Почему четыре года – вполне достаточный срок?

Во-первых, мы живем в XXI веке, и если вуз активно внедряет современные технологии обучения, он в силах дать полноценное образование своим студентам.

Во-вторых, я не вижу в нашем регионе и стране большого количества предприятий, которые бы нуждались в суперобразованных выпускниках. Это касается, кстати, и инженерных специальностей: предприятий с высокими технологиями у нас практически нет. Конечно, нужны и специалисты с очень высоким уровнем подготовки, но ограниченному числу предприятий и в очень небольшом количестве. Это давно поняли в мире, создав систему бакалавриата.

Кстати, бюджетные места предполагаются как в бакалавриате, так и в магистратуре. Точно так же, как сейчас в вузах.

Правда, население пока не понимает и не принимает уровень бакалавра. Во-первых, потому, что нормативная база Минтруда в отношении трудоустройства выпускников со степенью бакалавра пока недостаточно разработана. Во-вторых, пока сохраняется на бытовом уровне восприятие бакалавра как «недоделанного специалиста».

Некоторые позиции реформы пока непонятны и странны. Речь идет о делении всех вузов страны на некие категории.

В первую предполагается выделить 20 ведущих научно-исследовательских университетов, которые действительно являются общепризнанными центрами мирового уровня не только в области образования, но и научных исследований. Список их хотя официально не объявлен, но практически известен. Это МГУ, МВТУ им. Баумана, МФТИ и несколько других подобного уровня, в основном московских, несколько петербургских, сибирских. Безусловно, такие научные школы нуждаются в особой государственной поддержке.

Во вторую категорию предлагается выделить 100 ведущих вузов страны. И такая позиция вызывает недоумение: кто и как будет назначать ведущие вузы?

По одной из методик можно определить ведущий в каком-нибудь направлении вуз: в сфере экономики, естественных или гуманитарных наук. По другой – ведущий вуз региона. И такие учреждения становятся, так сказать, научно-методическими центрами, где культивируют качество образования и транслируют учебные программы на всю страну.

По-русски это надо понимать так: мы идем к тому, что было в советское время. А какие еще методы трансляции могут быть кроме типового учебного плана и регулярного «технадзора», исключающего всякую академическую самостоятельность? Единственный положительный момент - восстановление системы повышения квалификации преподавателей…

Странно все это по разным причинам. Во-первых, лидеров не назначают, вуз должен доказывать свое лидерство постоянно, участвуя в честной конкуренции. Здесь же борьба за право быть назначенным может оказаться нечестной. Еще труднее представить вуз, назначенный лидером в регионе: это же настоящий сумасшедший дом! И кому потом захочется учиться не в ведущем вузе? С другой стороны, трудно представить вуз, ведущий по всем направлениям…

Но, пожалуй, самый острый вопрос, вытекающий из многих положений концепции – это сокращение бюджетного финансирования вузов.

Да, это неприятная перспектива. Тем более, как мы видим на примере начального профессионального образования, региональные бюджеты вряд ли потянут еще и высшее образование… Хотя уже сейчас есть примеры в Российской Федерации, когда региональный бюджет берет на себя некоторую долю расходов на вузы.

Не надо забывать и о том, что вуз сам обязан заботиться о своем благополучии, не уповая только на бюджеты. Мы не имели бы морального права учить студентов бизнесу, если бы сами не были в этом успешны. Вузы могут выживать не только за счет взвинчивания цен за образовательные услуги, но и за счет науки и развития других услуг.

Во ВГУЭС, например, принята стратегия предпринимательского университета. Больше года назад в вузе начались сессии стратегического планирования с вовлечением практически всего персонала, где принято решение развивать всякие не противоречащие закону виды предпринимательства.

Выделен целый этаж бесплатных офисов для бизнеса преподавателей и студентов. Это в некотором смысле бизнес-инкубатор. Уже работает, например, юридическая консультация, где ведут прием преподаватели и студенты. Институт экономики и бизнеса открывает консалтинговый центр.

Аналогичный бизнес-проект мы начинаем в области радиоэлектроники. Для этого на внебюджетные средства закупается оборудование, аналогов которому нет на Дальнем Востоке. И университет имеет долю в каждом бизнесе. Такой путь, наверное, более конструктивен, чем обмороки по поводу прекращения финансирования.

* * *

Двухуровневая система предполагает подготовку бакалавров и магистров по направлениям и по специальностям.

- Бакалавр по специальности: высокообразованный техник на линейном производстве, может занимать управленческие должности низших ступеней.

- Бакалавр по направлению: получает подготовку достаточно широкого профиля. Просто образованный человек.

- Магистр по специальности: штучные, можно сказать, получившие элитную профессиональную подготовку, их готовят для определенных рабочих мест (главный конструктор, главный инженер и т. д.).

- Магистр по направлению: ориентирован на то, что может пойти в научно-исследовательскую деятельность, на преподавательскую работу.