Кому нужен бакалавр?

Анвир Фаткулин, проректор ДВГТУ по учебной работе, доктор технических наук, профессор: - По поводу перехода вузов на двухуровневую систему подготовки специалисты высказывают множество самых разных мнений, от самых положительных до резко критических или просто скептических.

4 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1699 от 4 февр. 2005

Анвир Фаткулин, проректор ДВГТУ по учебной работе, доктор технических наук, профессор:

- По поводу перехода вузов на двухуровневую систему подготовки специалисты высказывают множество самых разных мнений, от самых положительных до резко критических или просто скептических.

Почему?

Во-первых, пока не слишком понятна мотивация жесткого перехода на такую систему.

Да, Россия вступила в Болонское соглашение, что безусловно прогрессивно. В связи с этим мы действительно обязаны соблюсти общие для всех участников образовательные схемы и стандарты. Но большинство российских вузов уже давно открыли программы подготовки бакалавров и магистров. Только сделали это наряду с традиционной для России подготовкой специалистов с пяти- или шестилетним образованием - и такой подход наиболее продуманный!

Дело в том, что вопреки расхожему мнению о якобы «неконвертируемости» российского диплома мы знаем, сколько от нас уезжает квалифицированных специалистов, которые прекрасно трудоустраиваются за рубежом и двигают там науку. И пока никто от них настойчиво не требует там степеней бакалавров и магистров, всех устраивает как диплом специалиста, полученный в России, так и уровень квалификации. Значит, содержание образования основных научных школ в стране вполне нормальное.

Особенно это касается инженерной подготовки, давно сложившейся, со своим кадровым потенциалом, материальной базой, методическим обеспечением.

Так разумно ли отказываться от нашей системы образования, оцененной во всем мире, в пользу формального соответствия зарубежным схемам?

Во-вторых, абсолютно не ясны механизмы такой серьезной реформы. В конце концов, наши вузы должны ориентироваться больше не на зарубежный рынок труда, а на собственный, российский. Обществом и работодателями востребованы именно специалисты. Именно для специалистов министерством труда давно созданы законодательная база, тарифные сетки оплаты труда, нормативные документы. Тогда где будут работать новоиспеченные бакалавры? Какова их квалификация? Какие должности они могут занимать? Хватит ли им практических знаний - ведь именно на пятом курсе студент проходит большую часть основных специальных и практических дисциплин.

Конечно, молодой человек со степенью бакалавра может убедить работодателя, что он хороший работник, пройдет тест, подтвердит квалификацию в ходе испытательного срока. Но все это самодеятельность какая-то…

Нелогично и другое: промышленность и так в тяжелом состоянии, а если лишить ее специалистов, массово заменив бакалаврами с гораздо более низкой квалификацией, которых на предприятиях считают «недоделанными специалистами», и это когда речь идет о прорыве в области технологий?

Вот почему 96 процентов выпускников технического университета предпочитает получить квалификацию «специалист», проучившись пять лет. И лишь шесть процентов выходит бакалаврами, основная часть которых идет на магистерскую подготовку.

27 декабря 2004 года на совещании Международного российского союза инженерных и научных обществ в Москве самые авторитетные люди страны высказывали свое мнение по поводу реформы образования. Среди них ректор МВТУ им. Баумана и председатель союза ректоров Москвы Игорь Федоров, ректор МГУ Виктор Садовничий и другие. Они твердо отстаивают такую позицию: бакалавриат и магистратуру можно вводить, но при этом обязательно сохранить подготовку специалистов.

Конечно, все должно развиваться, и система образования в первую очередь. Протест вызывает то, что ее задумали перестроить быстро-быстро. Зачем такая спешка? К тому же в последние годы реформы идут постоянно: едва начали одну, подготовили новые программы, перестроили системы, все перечеркивается, ставятся новые задачи, реформа начинается заново. В результате постоянных нововведений невозможно добиться качественного образования.

Еще больше настораживает другое: все предметнее речь заходит о приватизации части вузов. И о том, что у нас слишком много людей с высшим образованием. И хотя законодательно ничего не принято, нет дыма без огня…