«Зона» в море
Депутаты Законодательного собрания края готовят обращение к своим «старшим коллегам» в Государственной думе с просьбой внести изменения в закон о госгранице. Поправки должны коснуться двух статей. Тех, что касаются вопроса разграничения 12-мильной прибрежной зоны и 200-мильной экономической зоны. А также проблем пересечения государственной границы траулерами для добычи морепродуктов вдали от берега, но без заходов в иностранные порты.
не дает работать приморским рыбакам
Депутаты Законодательного собрания края готовят обращение к своим «старшим коллегам» в Государственной думе с просьбой внести изменения в закон о госгранице. Поправки должны коснуться двух статей. Тех, что касаются вопроса разграничения 12-мильной прибрежной зоны и 200-мильной экономической зоны. А также проблем пересечения государственной границы траулерами для добычи морепродуктов вдали от берега, но без заходов в иностранные порты.
Причем с этой бедой сталкивается только рыболовецкий флот. Торговый флот (в каботажном плавании) для перехода между российскими портами при двойном пересечении границы у властей не оформляется.
На сегодняшний день рыбодобывающие организации, разбросанные по всему побережью Приморья и являющиеся по сути градообразующими в отдаленных поселках, столкнулись с парадоксальной ситуацией. Чтобы поработать в море один день, экипажам судов надо утром оформиться на выход за границу, а вечером отметиться у властей на возвращение. Пункты пропуска есть не везде. Стало быть, рыбакам нужны еще и переходы от родных причалов до мест оформления. Возьмем для примера ОАО «Рыболовецкий колхоз «Моряк-Рыболов».
- У предприятия, которое содержит всю социальную сферу прибрежного поселка, три сейнера, - рассказывает председатель наблюдательного совета РК Денис Кондратюк, - есть квоты на вылов разнорыбицы. В этом году она составляет 6 тысяч тонн. Колхозники ловят минтай, камбалу, терпуг, бычка, навагу. Перерабатывают только на берегу, никакой продажи иностранцам. В поселке есть современный перерабатывающий комплекс, на котором выпускают мороженую продукцию и кулинарные изделия. Деньги от их реализации идут на заработную плату, всевозможные налоги, на содержание средств производства и на всевозможные благотворительные цели в Ольгинском районе.
В холодное время года рыба находится на глубине. Поэтому колхозники вынуждены пересекать границу каждый раз. Оформиться на выход и возвращение можно только в Ольге. Морской путь между Моряком-Рыбаловом и Ольгой составляет 65 километров. Представляете, какие расходы пришлось бы нести предприятию, если гонять туда-сюда флот. Вот и вынужден колхоз вывозить сырье из районного центра автомобилями по грунтовой дороге, а это 120 километров в одну сторону. Тоже занятие не из дешевых. Да и пойманная рыба от такой транспортировки и лишних перегрузочных операций лучше не становится. Но выхода нет. Однако и в такой ситуации у рыбаков постоянно появляются проблемы. Несмотря на заранее подаваемую заявку и наличие на борту скоропортящегося продукта, экипажам рыболовных сейнеров порой приходится часами ждать появления властей. Почему предпочтение отдают теплоходам с грузом леса на Японию или вернувшимся из Страны восходящего солнца судам с иномарками? Пограничники могут установить упрощенный порядок пересечения границы для судов, не заходящих в иностранные порты, однако не делают этого. Они объясняют, что при «упрощенке» им потребуются дополнительные средства и силы. Хотя вроде бы наоборот - сил должно стать больше из-за резкого снижения бюрократических процедур. Кроме того, пограничники опасаются роста браконьерства. Но это также спорное утверждение. Ведь вся рыба, выловленная в прибрежной зоне, должна возвращаться на берег на перерабатывающие предприятия. Многие рыбацкие компании заинтересованы в ликвидации браконьерства. Известно, что это направление является одним из приоритетных в деятельности Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. Там, кстати, готовы взять на себя часть ответственности за контроль над упрощенным порядком пересечения границы. Уже сейчас компании, входящие в ассоциацию, выделяют свои суда для работы по пресечению незаконной добычи биоресурсов.
Однако представители государства пока остаются на прежних позициях. Хотя в том же Моряке-Рыболове находится погранзастава, и военнослужащие видят, что колхозники ведут честный промысел. Между тем предприятие не может выбрать имеющиеся квоты и несет при этом убытки. За комментариями «В» обратился к президенту Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Дмитрию Глотову: «Ассоциация приморских рыбаков последовательно настаивает, что введение в прошлом году разделения на 12-мильную и исключительную экономическую зоны является ошибкой. Это решение создало целый набор проблем для рыбодобывающих компаний. В частности, запрет на пересечение 12-мильной зоны судами прибрежного рыболовства без соответствующего разрешения пограничной службы привел к тому, что эти суда не могут нормально работать. Рыба не знает, что над ней появился закон, и в зависимости от времени года то подходит на мелководье, то вновь уходит на глубину, за 12 миль от берега. Кроме того, разделение объемов допустимого улова на прибрежку и экономзону привело к тому, что по итогам 2004 года вылов в прибрежке составил всего 15-20 процентов, в то время как суда, работающие в экономзоне, испытывают дефицит квот.
Мы работаем над этими вопросами. Совместно с администрацией Приморского края мы регулярно проводим совещания, во все инстанции – от местных до федеральных – направлены наши требования. И, надо сказать, нас слышат. Инициированная рыбаками законодательная инициатива была поддержана губернатором и Законодательным собранием и сейчас направлена в Госдуму. Мы уверены, что рано или поздно добьемся отмены непонятного с точки зрения организации рыбной отрасли разделения на 12-мильную и экономическую зоны».
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»