Каждого могли расстрелять
Снимок, который вы сейчас видите, сделан в 1934 году во Владивостоке. На нем – высший плавсостав Морфлота (так стал называться после переименования Доброфлот). Эти капитаны и штурманы, не дождавшись официального празднования 55-летнего юбилея Доброфлота (раньше годом его основания, во всяком случае, в западных районах страны, было принято считать 1879 год), решили отметить значимое для них событие узким кругом, хотя делать им этого не рекомендовали. Что означали такие «рекомендации» в 30-е годы в Советском Союзе, говорить излишне. И все же они собрались. Шестнадцать смелых.
55 лет Доброфлота во Владивостоке отмечали тайно. В ресторане
Снимок, который вы сейчас видите, сделан в 1934 году во Владивостоке. На нем – высший плавсостав Морфлота (так стал называться после переименования Доброфлот). Эти капитаны и штурманы, не дождавшись официального празднования 55-летнего юбилея Доброфлота (раньше годом его основания, во всяком случае, в западных районах страны, было принято считать 1879 год), решили отметить значимое для них событие узким кругом, хотя делать им этого не рекомендовали. Что означали такие «рекомендации» в 30-е годы в Советском Союзе, говорить излишне. И все же они собрались. Шестнадцать смелых.
Штурман Ким, один из главных организаторов, на встречу прийти не смог – ушел в море, его «портрет» некоторое время спустя приклеила на старое фото Тамара Николаевна Лилко, жена капитана Андрея Евсеевича Лилко (нижний ряд, крайний справа). А принес этот уникальный снимок в редакцию газеты «Владивосток» внук того самого капитана – Борис Андреевич Лилко, бывший инженер-электрик, много лет занимавшийся ремонтом судов на Дальзаводе.
- Эту историю мне рассказала бабушка, - говорит Борис Андреевич.- Вместе с большим фото на плотном картоне она сохранила старую мореходную книжку деда. Это сейчас самые дорогие семейные реликвии. Дед прожил короткую жизнь, он умер в 35 лет от чахотки, но она вместила так много! Сам родом из Полтавской губернии, он попал во Владивосток семилетним пацаном – его вместе со старшим братом привез сюда отец морем из Одессы в 1910 году. В 19 лет Андрей Лилко окончил двухклассное мореходное училище и поступил на службу в Доброфлот, чтобы наплавать штурманский ценз. Это был 1922 год…
Почти весь Доброфлот с беженцами из красной России взял курс на Китай. И мой дед, который был принят рулевым на шхуну “Михаил”, тоже ушел в Шанхай. Там немало пришлось победствовать, на следующий год “Михаил” вернулся во Владивосток.
В мореходной книжке Андрея Евсеевича Лилко аккуратным почерком добросовестных кадровых работников записаны названия всех судов, на которых ему довелось ходить в рейсы, это шхуна “Брюханов”, пароходы “Индигирка”, “Колыма”, “Астрахань”, “Алеут”. Капитаном он стал в 1932-м на пароходе “Красный Октябрь”, потом были еще теплоход “Молот”, пароходы “Монгол”, “Лазо”. В 1934 году, когда собирались отмечать опальный юбилей Доброфлота, его “Монгол” стоял в ремонте на Дальзаводе с 1 февраля по 16 мая. В этот промежуток времени и состоялась памятная встреча.
- Вот уже много лет мне не дает покоя это старое фото, - продолжает Борис Андреевич. – Так хочется узнать, кто же на нем запечатлен. Бабушка рассказывала, что дед составил поименный список всех собравшихся на юбилей, это происходило в одном из владивостокских ресторанов, но родственники, опасаясь репрессий, этот листок уничтожили. Я побывал в музеях, в том числе Дальневосточного морского пароходства, сейчас работаю в архиве, увы, пока мне удалось узнать, спасибо Дальневосточной ассоциации морских капитанов, лишь три фамилии (и то предположительно). Это – Иван Михайлович Успенский (второй ряд, второй справа), рядом с ним - Константин Дублицкий (с усами) и Павел Георгиевич Миловзоров (второй ряд, крайний слева).
* * *
Редакция “В” надеется, что кто-нибудь непременно откликнется на эту публикацию и поможет вернуть из забытья еще не одно капитанское имя. И тогда старое фото заговорит и приблизится к нам почти на 70 лет.
Звоните по тел. 415-670, пишите по адресу: г. Владивосток, Народный проспект, 13, с пометкой «Старое фото». E-mail: kalib@vladnews.ru
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»