Страшная сказка для взрослых

Жанр магического реализма изобрели латиноамериканские писатели. Сложная смесь культур и религий стран этого экзотического континента не могла не породить этого странного сочетания: магический реализм. Конечно, здесь может вспомниться Эдгар Алан По с его мистикой или Ричард Бах и его параллельные миры, но все же в чистом виде жанр принято считать вотчиной латиноамериканцев.

28 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1695 от 28 янв. 2005

Джонатан Кэрролл “Страна смеха”. Издательство “ЭКСМО”, издательство “VALERI-SPD”.

Жанр магического реализма изобрели латиноамериканские писатели. Сложная смесь культур и религий стран этого экзотического континента не могла не породить этого странного сочетания: магический реализм. Конечно, здесь может вспомниться Эдгар Алан По с его мистикой или Ричард Бах и его параллельные миры, но все же в чистом виде жанр принято считать вотчиной латиноамериканцев.

Джонатан Кэрролл - типичный представитель другой Америки. Северной. Но его дебютный роман “Страна смеха” заставил критиков и читателей всерьез заговорить о том, что Маркесу в скором будущем, возможно, уже не будет одиноко на его пьедестале…

“Страна смеха” - непростой роман. Да, его героя легко представить себе на любой нью-йоркской улице, он типичен в лучшем смысле этого слова, его поступки и слова реальны, как и события вокруг. Если бы вы читали книгу про жизнь своего соседа, она не показалась бы вам более реалистичной. Но ощущение “что-то должно случиться” преследует вас с первой страницы, с того момента, как вы открываете роман.

Представьте себе, читатель, что вы идете по незнакомому вам зданию, среди полумрака и странных звуков, доносящихся со всех сторон. В ваших руках фонарик, звук шагов гулко разносится в темноте, вы прекрасно знаете, куда идете и кто вас ждет, но почему-то жутковато… С одной стороны, вы твердите себе, что в начале двадцать первого столетия глупо обращать внимание на холодок по спине, с другой - этот самый холодок упорно твердит вам, что что-то не так… И все больше “не так” с каждым шагом. Вот примерно так можно описать развитие сюжета “Страны смеха”. С каждым листом “ощущение не так” становится все сильнее и сильнее, с каждой главой сгущаются мрачноватые краски, и вы прекрасно понимаете, что слова ведут в сказку, в миф, в небыль, если угодно. Однако “Страна смеха” - не творения “мастера ужасов” Стивена Кинга, у которого уже во второй главе вампиры скалят пасти, объясняя читателю, чего именно ему следует бояться и какой развязки ждать в конце. Нет! Магический реализм тем потрясающе и привлекателен, что затягивает в свои паутины медленно, потихонечку, не пугая криками “аааа!” из-за угла, а именно накаляя атмосферу, сгущая краски. Развязка, о которой вы смутно догадывались, оказывается всегда чуть более красочной, а концовка романа - согласно закону жанра - должна оставаться чуточку незаконченной, давая простор читательскому воображению. Магический реализм - это многоточие и никаких жирных точек. Но как захватывающе!

“Я черной завистью завидую тому, кому еще только предстоит открыть для себя романы Джонатана Кэрролла - глубоко волнующие, доподлинно жутковатые…” - написал критик газеты “Вашингтон таймс”. Лоцман готов подписаться под каждым словом. Закрыв “Страну смеха”, он поежился и очень пожалел, что захватывающие часы с книгой уже позади…

Автор: Ваш Книжный Лоцман