В праве на помощь отказать…

Говорят, что один из признаков цивилизованного общества - число психологов на душу населения. В России с этим пока неважно, хотя психическое здоровье наших граждан - сегодня тема актуальная. В маленьком городе еще как-то понять можно - нет квалифицированных специалистов. А что в большом, таком, как Владивосток?

28 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1695 от 28 янв. 2005

Во Владивостоке ликвидируется центр практической психологии

Говорят, что один из признаков цивилизованного общества - число психологов на душу населения. В России с этим пока неважно, хотя психическое здоровье наших граждан - сегодня тема актуальная. В маленьком городе еще как-то понять можно - нет квалифицированных специалистов. А что в большом, таком, как Владивосток?

Тоже плохо, потому что здесь закрываются даже уже имеющиеся центры психологической помощи, наработавшие богатый опыт и круг клиентов. По постановлению, подписанному главой города Владимиром Николаевым 28 октября 2004 года, ликвидируется муниципальное образовательное учреждение «Центр службы практической психологии образования г. Владивостока» - в народе известный как психологический центр на Океанском проспекте. Именно сюда приходят со своими, на первый взгляд, неразрешимыми вопросами дети и взрослые и получают бесплатные (!) консультации.

Центр был организован в декабре 1991 года решением городского совета депутатов. Цель - оказание психологической помощи населению. Сейчас, через призму времени, можно назвать то решение исполнительных властей мудрым и провидческим. В перестроечной неразберихе не приученные видеть ситуацию и себя в ней граждане легко теряли голову. И в буквальном смысле тоже - именно в 1990-е стремительно возрос процент самоубийств среди благополучных, на первый взгляд, категорий населения. И правда, как справиться годами бывшему опорой семьи мужику с тем, что он не в состоянии прокормить семью? На детей атмосфера безысходности, поселившаяся во многих семьях, действовала еще больше, чем на взрослых. Ведь они не могли изменить обстоятельства, зависящие не от них. Именно тогда в школах ввели ставки психологов, а в вузах Владивостока открыли новую специальность «психология».

Сегодня специалисты первых выпусков уже накопили огромный опыт практической работы, в том числе и здесь, в центре на Океанском проспекте. Особенность его в  том, что основное внимание уделено работе с детьми, с семьями. В 1994 году здесь была организована психолого-медико-педагогическая консультация, в функции которой входило найти причины неуспешности ребенка и помочь родителям определить, какая форма обучения больше подойдет.

Дело в том, что только специальная комиссия вправе определить, должен ли ребенок с задержкой психического развития посещать соответствующую школу. Консультация работала, детей обследовали, давали рекомендации родителям.

Это, как говорится, клинический случай. Что же говорить о повседневных ситуациях, с которыми обращались десятки людей? Родители маленького мальчика, не умеющие найти общего языка в методах воспитания… Одинокая мама, которую игнорирует единственная дочь-подросток… Бабушка, не понимающая, почему все семейство ей «село на голову»… Помочь им обрести равновесие смогли в центре практической психологии.

Достаточно привести лишь один пример, характеризующий творческий поиск и неравнодушие специалистов. В один прекрасный день психолог Людмила Миргородская суммировала родительские вопросы по воспитанию детей, которые ей задавали в течение многочисленных индивидуальных консультаций, и поняла: опыт одних был бы прекрасным ответом на вопросы других. Так родилась известная в городе «Школа родителей», которую взрослые посещают бесплатно. Ее Людмила Константиновна ведет уже несколько лет. Групповые занятия длятся весь учебный год. И нет более прилежных учеников, чем мамы и папы, желающие найти общий язык со своими сыновьями и дочками. У одной из мам явно пока нет проблем с дочерью: малютка еще не умеет разговаривать. Но молодая женщина решила посещать «Школу родителей», что называется, запастись опытом на будущее. И потом ее отношения с собственной мамой выстроились благодаря тому, что та в свое время тоже приходила в психологический центр.

Накопленный материал мог бы давно стать книгой - только за 2003-2004 год, с 1 сентября по 30 июня, школу посещало более 100 семей. Но Миргородской все недосуг систематизировать бумаги. Практическая работа важнее.

К сожалению, решение, принятое в октябре, пока остается в силе. Заведующая отделом социальной защиты прав детей комитета по общему и профессиональному образованию г. Владивостока Наталья Макарова вежливо, коротко и в общем исчерпывающе пояснила:

«В соответствии с законом об образовании все образовательные учреждения подлежат лицензированию, аттестации и аккредитации. МОУ «Центр практической психологии образования» соответствующей лицензии не имеет, не аттестован и не аккредитован как образовательное учреждение. В связи с этим было принято решение о его ликвидации. Дети без психологической помощи не останутся: при управлении образования города работает МОУ «Центр диагностики и консультирования» по адресу: Светланская, 205а. Прием бесплатный».

На вопрос, зачем же ликвидировать другую зарекомендовавшую себя и успешно действующую психологическую службу, Наталья Макарова ответила: «Администрация города - единственный учредитель центра практической психологии. Она приняла такое решение».

Напоминает классическое «я тебя породил, я тебя и убью»…

В принципе постановление может быть отменено, если суд признает его незаконным. Эту единственную возможность решила использовать директор Центра практической психологии Татьяна Ростовская, обратившись в суд с иском о признании постановления нарушающим права детей. Что касается названного Натальей Васильевной МОУ «Центр диагностики и консультирования», больше известного горожанам как психологический центр «Коррекция» на ул. Пологой, то к новому адресу: Светланская, 205а люди только-только стали привыкать. Реорганизовали «Коррекцию», переведя из центра города в район Луговой, тоже исходя из каких-то сугубо чиновничьих соображений.

В нашем же случае причина ликвидации - отсутствие лицензии, которая обязательно должна быть у каждого муниципального образовательного учреждения. На самом деле это лукавство чистой воды. По закону психолого-педагогическая деятельность не подлежит лицензированию. Загвоздка в том, что в свое время в управлении образования города центру, в уставе которого не была заявлена образовательная деятельность, присвоили статус МОУ. До сих пор учреждение с неверно присвоенным типом деятельности  успешно справлялось со своими задачами де-факто - оказывало психологическую помощь детям и семьям. Более того, его руководитель Татьяна Ростовская сама обращалась в администрацию города с заявлением о приведении документов в соответствие. Но 28 октября прошлого года мэр подписал постановление, а 9 ноября Татьяне Алексеевне вручили его лично. Итак, ликвидируются бесплатная психолого-медико-педагогическая консультационная служба, индивидуальное психологическое консультирование, телефон доверия. Между тем только за прошлый год за индивидуальной консультацией обратились 2009 человек, на телефон доверия позвонили 8412. Более 50 процентов из обратившихся обозначили свою проблему как семейную. Специалисты высшей категории - их здесь 9 - как ни пафосно это звучит, больше переживают не за себя, за людей. С их квалификацией они легко найдут работу в тех же коммерческих психологических службах. А горожан жалко...

* * *

Р. S. Законодательное собрание Приморского края 29 декабря 2004 г. приняло закон об образовании Приморского края. В ст. 13 ч. 5 говорится о необходимости создания в системе образования  психолого-педагогических центров и служб. 

* * *

Комментарий ректора Приморского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования Ирины Логвиновой, кандидата педагогических наук:

- Профессиональная психологическая помощь необходима человеку, даже если он живет в высокоразвитом обществе, ведь можно оказаться в разных кризисных ситуациях. Дети тем более уязвимы, потому что это наименее защищенный слой населения. Особенно в России. И чем больше квалифицированных психологических служб работает в городе, тем лучше. Но сегодня законодательство в нашей стране стремительно меняется, и порой невозможно предсказать последствия. Так, ответственность за заработную плату работникам образования легла на федеральные плечи. А вот службы сопровождения не сочли нужными и важными. Соответственно, психолого-педагогические консультации обеспечивают муниципальные власти, которые, в свою очередь, «по одежке протягивают ножки». То есть «лишнее» ликвидируют. Не исключено, что и ставку психолога в школе сочтут ненужной роскошью… Последствия таких шагов предсказать трудно. Помощь психолога детям очень нужна. И специалисты этого профиля очень востребованы: достаточно сказать, что сегодня в нашем институте психолог решает проблему взаимоотношений учителя и ученика. Учитель не находит общего языка с детьми, которых формирует время…

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»