Обновленное Приморье
Реформа местного самоуправления выходит на финишную прямую Меньше года нас отделяет от 1 января 2006 года, когда местное самоуправление (МСУ) всей России должно зажить по-новому. Муниципальная власть по определению считается самой «народной»: до президента высоко, у губернатора своих забот хватает, а вот ремонтом крыш, латанием дорог и прочими вопросами местного значения занимаются как раз главы городских и районных администраций на пару с соответствующими думами. Реформирование системы муниципальной власти идет уже несколько лет.
Реформа местного самоуправления выходит на финишную прямую Меньше года нас отделяет от 1 января 2006 года, когда местное самоуправление (МСУ) всей России должно зажить по-новому. Муниципальная власть по определению считается самой «народной»: до президента высоко, у губернатора своих забот хватает, а вот ремонтом крыш, латанием дорог и прочими вопросами местного значения занимаются как раз главы городских и районных администраций на пару с соответствующими думами. Реформирование системы муниципальной власти идет уже несколько лет. На первый взгляд, эта тема не такая «горячая», как монетизация льгот или выборы на Украине, но в конечном счете реформа местного самоуправления затронет каждого.
Один уровень хорошо, а два?
Привычная старая схема подразумевала три уровня власти: федеральный центр, субъект федерации (в нашем случае - Приморский край) и муниципалитеты (районы или города). Каждый уровень власти имел свой бюджет и свой круг полномочий. Со следующего года все усложнится: муниципальная власть расслоится на два уровня. Нынешние города и районы превратятся в муниципалитеты второго, то есть более высокого уровня, а первый придется создавать на базе имеющихся сельских и поселковых советов. Решено, что муниципалитеты второго уровня будут именоваться «городскими округами» и «муниципальными районами». Первый уровень, структурно входящий во второй, составят городские и сельские поселения. Это тоже будут муниципальные образования со своим главой, своей думой и своим бюджетом. Согласно плану реализации реформы уже накануне новогодних праздников Законодательное собрание Приморского края оформило в виде законов наименования и границы муниципалитетов второго уровня – бывших городов и районов. Так что новую карту Приморья можно чертить уже теперь.
Границы пока на замке
Не секрет, что многие муниципальные руководители недовольны нынешним административно-территориальным устройством края. Инициативы по перекройке муниципальных границ и даже, например, переносу столицы из Владивостока в Уссурийск озвучиваются давно и регулярно, однако реальную возможность для осуществления давних замыслов могла дать именно реформа местного самоуправления. Примеров разногласий сколько угодно: Хасанский район предлагает передать ему числящийся за Владивостоком полуостров Песчаный, арсеньевские власти давно хотят расширить свой город за счет соседних Анучинского и Яковлевского районов. Летом председатель ЗС Сергей Сопчук говорил о наличии подобных территориальных споров между Дальнереченском и Дальнереченским районом, Спасском-Дальним и Спасским районом, а также Кировским районом и Лесозаводском. Из-за пересечения интересов различных муниципалитетов борьба могла затянуться, и Приморье рисковало просто не успеть за уходящим поездом федеральной реформы. Так как сами районы договориться между собой не могли, приморские законодатели предпочли обойтись «малой кровью» и оставить границы прежними, не проводя радикальных преобразований. В конце концов с внутренними спорами можно разобраться и потом, главное – успеть выполнить федеральные инструкции. В этом смысле новая карта Приморья – скорее «старая»: города и районы сохранили свои границы, немного изменив названия. В то же время давно принят краевой закон, согласно которому границы муниципальных образований изменять можно – но не абы как, а по достаточно сложной процедуре, предусматривающей и «учет мнения населения». Специалисты ДВО РАН даже разработали несколько вариантов сокращения числа приморских муниципалитетов с тем, чтобы оптимизировать социально-экономическое расслоение внутри отдельно взятого края, но в связи с болезненностью такой перекройки эти проекты пока что лежат под сукном.
Район округу не товарищ
Городские округа и муниципальные районы образуются по территориальному принципу, тогда как городские и сельские поселения – исходя из численности населения. Муниципалитеты второго уровня решено было создать на базе имеющихся городов и районов. С первым же уровнем пришлось поломать не одну голову: поселение – либо пункт, в котором проживает не менее 1000 человек, либо несколько совсем уж маленьких поселков. Во многих населенных пунктах Приморья и до реформы были сельсоветы, но главное новшество в том, что поселение будет самостоятельным (в рамках закона, естественно) муниципалитетом со своими главой, думой и бюджетом.
В мае прошлого года в Законодательное собрание подали документы четыре района-«пионера» – Ханкайский, Лазовский, Красноармейский и Пожарский. За ними последовали другие. К концу года все муниципалитеты, ранее называвшиеся просто районами, получили статус муниципальных районов. Города, имевшие статус муниципалитетов, превратились в городские округа. «Промежуточные» по своей сути поселки городского типа пришлось упразднить: теперь они войдут в муниципальные районы либо городские округа, а значит, обречены на статус поселений (муниципалитетов первого уровня). Закрытые административно-территориальные образования Фокино и Большой Камень сохранили свой особый статус городов федерального подчинения;
11-й военный городок в Спасском районе превращен в сельское поселение. Краевому центру тоже уготовили некоторые перемены: в среду Законодательное собрание рассматривало законопроект о статусе Владивостока уже во втором чтении. После подписания этот закон позволит городу нашенскому в полной мере ощутить себя столицей и даже получать дополнительные средства из краевого бюджета на исполнение столичных функций.
Итак, пора начинать привыкать к новой терминологии: вместо района – муниципальный район, вместо города – городской округ. Упорядочены и наименования местных дум, которые раньше звались то районным советом депутатов, то муниципальным комитетом. Отныне в городских округах и муниципальных районах функции представительной власти будут выполнять думы, а в поселениях – муниципальные комитеты. Главы всех администраций так и остаются главами.
Муниципальный призыв
Параллельно, хотя это и не связано напрямую с реформой, обновляется кадровый состав муниципального руководства. Вышло так, что на середину 2004 – начало 2005 года выпали выборы глав большей части приморских муниципалитетов и депутатов соответствующих дум. Правда, многим главам удалось сохранить свои должности за счет личной популярности или, что тоже нельзя исключать, «административного ресурса». Так, в марте прошлого года начал свой второй срок уссурийский мэр Сергей Рудица, тогда же Николая Вязовика переизбрали главой Яковлевского района. В декабре переизбраны главы Октябрьского района Игорь Евпак, Партизанского – Константин Щербаков, Пограничного – Эдуард Блинов, Красноармейского – Андрей Каверзин и Лазовского - Виктор Настевич, в январе подтвердил свои полномочия и михайловский глава Анатолий Чеботков. Вместе с тем несколько муниципалитетов, в том числе ключевых для края и даже Дальнего Востока, возглавили достаточно новые в большой политике люди. Это прежде всего молодой во всех смыслах глава Владивостока Владимир Николаев, новый мэр Находки Олег Колядин, сменивший на этом посту патриарха муниципальной власти Приморья Виктора Гнездилова, и ряд других – глава Хасанского района Вячеслав Крысин, хорольский руководитель Валерий Андрейченко, надеждинский Олег Пинский, анучинский Владимир Морозов, чугуевский Александр Дронин, ханкайский Павел Иващенко. В ряде муниципалитетов (Тернейский, Шкотовский, Ольгинский районы, Артем) выборы предстоят в самое ближайшее время, так что говорить о некотором омоложении муниципального эшелона, в том числе и буквальном, вполне уместно. Все названные и неназванные главы продолжат работу на своих должностях вне зависимости от того, что их муниципалитеты со следующего года станут «вторым уровнем». А человеческий фактор, к счастью или к сожалению, из большой и малой политики никуда не уходит.
Что касается городских и сельских поселений, то статус самостоятельных муниципалитетов, пусть и «низового» уровня, им присваивается впервые, а значит, все начнется с чистого листа. Дата выборов глав поселений и депутатов муниципальных комитетов будет определена Законодательным собранием ПК до 31 марта, а сами выборы пройдут не позднее 1 ноября (еще в прошлом году предполагалось совместить их с губернаторскими выборами в июне, однако в связи с изменением федерального законодательства этих выборов в прежнем виде не будет). После этого планируется провести ряд обучающих семинаров, а уже со следующего года новоиспеченные главы вновь образованных муниципалитетов первого уровня примут дела. К тому времени краевая администрация должна будет передать в муниципальную собственность имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, и принять на свой баланс ту матчасть, которая должна находиться в краевой собственности и служить интересам государственной власти, но по каким-то причинам остается в муниципальной.
Обратного хода нет
По оценке председателя комитета Законодательного собрания Приморского края по региональной политике и законности (именно этот комитет разрабатывал блок реформенных законопроектов) Николая Морозова, с задачей создания новых муниципальных образований мы справились «успешно и одни из первых». Депутаты не только законодательно определили границы и статус всех округов, районов и поселений, но и оптимизировали количество муниципальных образований первого уровня таким образом, что их чиновничий аппарат сократился почти в полтора раза по сравнению с первоначальным вариантом. Установлена помимо того численность представительных органов местного самоуправления, определены сроки их полномочий и т. д.
Вместе с тем в неофициальных разговорах высокопоставленные чиновники приморского «Белого дома» не скрывают скепсиса по поводу успешной реализации реформы и вообще ее целесообразности «в данный конкретный момент времени». Есть вопросы к наполняемости бюджетов муниципальных образований первого уровня: закрепленная за ними налоговая база зачастую, скажем так, «виртуальна». В одном из интервью «В» курирующий ход реформы в крае вице-губернатор Николай Королев отмечал, что самое серьезное внимание следует уделить подготовке кадров: в Приморье появляются десятки новых муниципалитетов, и их будущие руководители должны разбираться хотя бы в основах управления и экономики. Сама идея максимально приблизить местное самоуправление к народу вряд ли вызывает сомнения. Однако у этой палки очень много «других концов» - например, неизбежное забюрокрачивание, рост расходов на управленческий аппарат.
Уместно вспомнить, что на стадии обсуждения законопроект об основах местного самоуправления, разработанный под патронажем замглавы администрации президента Дмитрия Козака (с той поры не раз сменившего место работы) подвергался принципиальной критике снизу, в том числе и в Приморье. Однако закон принят – значит на местах остается брать под козырек. И стараться, чтобы реформа прошла наименее болезненно.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»