Записки предателя

Недавно Лоцман прочитал статью, в которой автор задумывался над проблемой популярности исторической и мемуарной литературы. Интерес к ней сегодня даже выше, чем к художественной. А все потому, считал автор статьи, что еще лет 30 назад жить было скучновато, поэтому художественный вымысел украшал в принципе довольно однообразное и в целом предсказуемое бытие, вот и гонялись совграждане за приключениями Анжелики-маркизы ангелов, у которой что ни день – то перемены. Историческая же литература большим вниманием не пользовалась, ибо – ну что там могли сказать такого, чего мы не знали заранее?

21 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1691 от 21 янв. 2005

Василий Аксенов. “Десятилетие клеветы. Радиодневник писателя”. Издательство “Изографус”, издательство “ЭКСМО”.

Недавно Лоцман прочитал статью, в которой автор задумывался над проблемой популярности исторической и мемуарной литературы. Интерес к ней сегодня даже выше, чем к художественной. А все потому, считал автор статьи, что еще лет 30 назад жить было скучновато, поэтому художественный вымысел украшал в принципе довольно однообразное и в целом предсказуемое бытие, вот и гонялись совграждане за приключениями Анжелики-маркизы ангелов, у которой что ни день – то перемены. Историческая же литература большим вниманием не пользовалась, ибо – ну что там могли сказать такого, чего мы не знали заранее?

Сегодня же ситуация повернулась с точностью до наоборот. Жизнь настолько щедра на сюрпризы, насколько это возможно. Никакой вымысел и рядом не стоял. А вот историческая литература, в значительной мере лишенная шор цензуры, стала привлекательнее и интереснее. Да и второе поколение, понятия не имеющее о том, что такое “ленинский зачет”, например, выросло.

В целом Лоцман согласен с этой точкой зрения. Обращаются к мемуарам сейчас многие маститые, успешные писатели – уже не просто с целью отверзнуть уста, но и для того, чтобы сделать попытку анализа собственной жизни, времени былого и своего места в нем.

В “Десятилетии клеветы” Василий Аксенов в принципе выстраивает повествование в вышеозначенном русле. Чуть больше 10 лет работы на радио “Свобода” - именно этот период вошел в книгу. Десять лет “беспрерывного выливания ведер клеветы на нашу советскую действительность”, выражаясь языком газеты “Правда”. Но не следует думать, что в книге вы найдете просто расшифрованные и слегка подправленные выступления Аксенова на радио. Ничего подобного! Никаких развенчаний, жжения глаголом, никаких пикантных подробностей там нет.

За эти 10 лет у писателя скопилась, собралась, как-то сама собой взялась – из размышлений, воспоминаний, обрывков фраз и разговоров – целая серия очерков. О русской культуре. О советской действительности. О месте писателя в жизни. О том, что такое либерализм и революция… Основу “Десятилетия клеветы” составляют именно эти очерки. Некоторые из них посвящены известным писателям, деятелям культуры, некоторые представляют собой отклик на происходящее в то время в СССР…

Удивительно, но, не будучи по сути мемуарами, “Десятилетие клеветы” тем не менее выполняет мемуарную функцию. Когда вы прочтете книгу, в вашей голове постепенно сложится – как в детском калейдоскопе мозаика из кусочков разноцветного стекла  - образ уже не существующей страны СССР. И, возможно, он будет самым объективным из многих прочих…