Преображение

Автору этих строк Шкотовский район с недавнего времени стал не то чтобы родным, но очень близким. В ходе служебной командировки пришлось поездить по всем весям недалекой от Владивостока земли. Главное впечатление - в убогом, по большому счету, краю живут славные люди. О «неприкаянной шкотовщине» можно написать книгу. В селе Многоудобном, к примеру, люди добывают питьевую воду, выдалбливая лунки в местной речушке. Основными источниками доходов здесь являются огороды и сбор кедровых шишек. Народ бедствует. Но именно от пребывания в Многоудобном у нас остались светлые воспоминания.

21 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1691 от 21 янв. 2005

Художница-самоучка из села Многоудобного пишет иконы

Автору этих строк Шкотовский район с недавнего времени стал не то чтобы родным, но очень близким. В ходе служебной командировки пришлось поездить по всем весям недалекой от Владивостока земли. Главное впечатление - в убогом, по большому счету, краю живут славные люди. О «неприкаянной шкотовщине» можно написать книгу. В селе Многоудобном, к примеру, люди добывают питьевую воду, выдалбливая лунки в местной речушке. Основными источниками доходов здесь являются огороды и сбор кедровых шишек. Народ бедствует. Но именно от пребывания в Многоудобном у нас остались светлые воспоминания.

Дело было 7 января. Весь православный мир отмечал Рождество Христово. Шкотовский храм, о котором не раз уже рассказывал «В», был полон. Побывали на празднике Рождества в бывшем очаге сталинской культуры и корреспонденты «В». Мы поставили свечки во здравие наших близких, а настоятель храма отец Роман подарил нам пластиковые раскладывающиеся иконки с ликом блаженной старицы Матроны.

Мы надеялись познакомиться с местной художницей Натальей Тарасовой, которая, по словам отца Романа, написала и безвозмездно передала храму три святых лика – иконы Божией Матери Порт-Артурской, преподобного Серафима Саровского и уже упомянутой блаженной старицы Матроны. Но художница в великом празднике поучаствовать не смогла (приболела, как выяснилось позднее), и нам пришлось ехать в село Многоудобное, где она проживает с матерью, мужем и 5-летним сыном Иваном.

Хозяйка оказалась молодой, лет за 20, светловолосой женщиной без какой-либо косметики на лице, с ясным спокойным взором небожительницы. Именно отсутствием суетности и дизайнерской мишуры порадовала нас даже сама обстановка двухэтажного домика с русской печкой, камином и многочисленными образами. Любопытно, что иконы соседствуют с репродукциями светского характера собственного производства, на которых без исключения – кони. Возможно, есть в этом словесном пересечении «иконы – кони» что-то символическое.     

Был накрыт праздничный стол, мы непринужденно общались, а потом еще и фотографировались на память.

Наталья Тарасова - художница непрофессиональная. Училась когда-то в изостудии во Владивостоке, остались кое-какие навыки. Картины она не сочиняет, а срисовывает то, что нравится. Особенно любит рисовать коней, которых считает совершеннейшими существами. Всего же у нее три страсти, которым она хотела бы посвятить свою жизнь – разведение коней, садоводство и писание икон.

Иконопись Натальи Тарасовой уникальна тем, что по церковной традиции образы для храмов пишут мужчины. Художница полагает, что в ее случае имелся специальный божий промысел.

Люди приходят к богу по-разному. Но в основе такого радикального человеческого преображения всегда лежит какое-то сильное переживание – светлое или трагическое.

Бывший преподаватель Дальневосточной академии искусств Виктор Лысенко, недавно, к слову сказать, перебравшийся  в Ростов, свою первую икону написал к рождению сына. В лике изображенной художником мадонны просматривались черты жены, а в младенце – новорожденного сына. Впоследствии Виктор Лысенко создал много образов уже с благословения епископа Владивостокского и Приморского Венимиана, затем и патриарха всея Руси Алексия. Сегодня работы художника можно увидеть в храмах Владивостока, Находки, многих сел и поселков Приморья. Виктор Лысенко считается одним из ведущих иконописцев страны.

Для Натальи Тарасовой переломным моментом стало большое горе - умер отец. На отпевание приехал отец Роман, увидел на стене небольшую икону, которую, как выяснилось, нарисовала дочь покойного, и предложил ей заняться иконописью всерьез. С благословения шкотовского батюшки самодеятельная художница создала три образа, а сейчас пишет четвертый – святых великомучеников Иустину и Киприана.

Художница потеряла родителя телесного, но взамен приобрела отца духовного. С ней произошло то, что мистики называют «воцерквлением». Мама признается, что с преображением дочери в доме поселилась благодать.

Быт у Натальи нехитрый, хозяйство – небогатое. Из живности – куры, несколько гусей, непременные кошки да умница пес на цепи, который гавкнул на незваных гостей только для приличия, а потом лежал и посматривал на нас сонным глазом. Из работающих в доме - только Натальин муж. Живут на его шесть тысяч рублей и не жалуются. Выручает огород, который летом отнимает много времени, вследствие чего Наталья пишет свои иконы в основном зимой, во время поста.

Пишутся святые образы именно во время поста, с благословения священника и с глубокой молитвою. Без этого, говорит отец Роман, созданную картину можно смело бросать в горящую печку, потому что силы она не имеет.

Наталья Тарасова поведала нам о блаженной старице Матроне. Нам, людям некрепко верующим, было интересно узнать, что святая, оказывается, была почти что нашей современницей. Умерла она в 1952 году, а причислил ее к лику святых Архиерейский собор в 2000 году. Была она от рождения слепой и маленькой, как ребенок. Прославилась чудесами исцеления. Верующие считают, что и по сей день блаженная Матрона помогает обращающимся к ней с молитвою.

Признаться, автору этих строк было очень приятно получить в подарок от отца Романа образок с ликом блаженной Матроны. Хочется верить, что события и встречи в этом мире действительно не случайны. По крайней мере, через эту иконку каким-то непонятным образом нам стали более близки и неприкаянное пока еще Шкотово, и не такое уж удобное село Многоудобное. Что-то в этом, наверное, есть...

Автор: Юрий БОДУХИН, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»