Народный дом был клубом металлистов
Судьба старинного здания складывается порой не менее драматично, чем судьба человека, прожившего бурный век, а может, просто родившегося в понедельник. Народный дом им. А. С. Пушкина во Владивостоке, задуманный в честь 100-летнего юбилея великого поэта, яркий тому пример. Его строили всем миром, в складчину, потому что пять тысяч рублей, выделенных городской казной, оказались слишком малой суммой, чтобы он появился на свет.
Сейчас его зовут презрительно «За Зо»
Судьба старинного здания складывается порой не менее драматично, чем судьба человека, прожившего бурный век, а может, просто родившегося в понедельник. Народный дом им. А. С. Пушкина во Владивостоке, задуманный в честь 100-летнего юбилея великого поэта, яркий тому пример. Его строили всем миром, в складчину, потому что пять тысяч рублей, выделенных городской казной, оказались слишком малой суммой, чтобы он появился на свет.
Дом для народа, этот миниатюрный дворец красного кирпича с парадной гранитной лестницей, и двери свои распахнул недостроенным – случилось это 100 лет назад, в 1905-м. Внутренняя отделка была закончена только два года спустя, на наружную денег так и не хватило – помешала русско-японская война. Вот почему здание сейчас так стремительно разрушается – кирпич не выдерживает натиска соленых морских ветров.
Для просвещения и развлечения
Свою историю Народные дома ведут со второй половины ХIХ века. Они были призваны завоевать симпатии всего населения, служить воспитательно-просветительным целям, прежде всего отвлекать детей от пагубного влияния улицы и в то же время доставлять удовольствие и развлечение. Поэтому их непременной составляющей были аудитория, театральная сцена, читальня с библиотекой, чайная. Владивостокский Народный дом не стал исключением. В апреле 1899 было отведено место под его строительство с прекрасным видом на бухту Золотой Рог, присвоено имя поэта, а прилегающую Госпитальную улицу в связи с этим тоже переименовали в Пушкинскую. Средства на постройку жертвовали мастеровые, матросы, офицеры, жители разных сословий, но особенно щедрыми меценатами прослыли коммерции советник, купец 1-й гильдии М. Суворов, заместитель начальника порта Тренюхин, инженер П. Микулин, к слову, именно по его проекту создавалось это здание в стиле неоклассицизма.
Торжественное открытие Народного дома состоялось 14 сентября 1907 года в полдень с подобающим в таких случаях молебствием, вечером был дан спектакль “На бойком месте”. Заведующим Народным домом назначили А. Бородовкина, а режиссером – известного артиста А. Маслова. Первые 10 лет были самыми деятельными и, пожалуй, самыми счастливыми в судьбе Народного дома: здесь ставили спектакли, устраивали лекции, художественные чтения. Без политических страстей тоже не обошлось, взять, к примеру, выборы в третью Государственную думу России.
В 1922 году Народный дом переименовали в клуб металлистов, два года спустя – в Дом культуры им. Ильича, в 70-х годах он стал Межсоюзным домом самодеятельного творчества, а последние шесть лет находится в распоряжении Уссурийского казачьего войска.
А все-таки жаль, что нельзя к Александру Сергеичу…
Больно видеть, в каком плачевном состоянии пребывает сегодня бывший Народный дом А. С. Пушкина, памятник исторического и культурного наследия федерального, то есть общероссийского значения (этот статус был присвоен ему 10 лет назад). Фасад изуродован многочисленными разномастными вывесками. Некоторые из них крепили с таким усердием, что развалили кирпичную кладку. Кого здесь только нет: страховая компания “Пирамида”, рекламные фирмы “Amazis”, “Hunters”, службы ГАИ, редакция «Владпресс». В подвальном этаже - “Приморское агентство казачьей охраны”. Во время ремонта здесь живут, как в гостинице, наши китайские братья. Прямо терем-теремок какой-то получается.
А когда попадаешь внутрь, на душе становится еще горше. Следы былого великолепия – старинная гамбургская керамическая плитка на полу, у входа скульптурные канделябры – две женские фигуры в полный рост, держащие в руках факелы, удивительной работы бра, лепные фризы, барельефы, искусная кованая лестничная решетка в стиле модерн – все это соседствует с туалетной вонью, изношенным в ошметки линолеумом в коридоре первого этажа, перед раздевалкой – груда какой-то рухляди, тут же старое, заляпанное краской пианино. Сюр да и только… В комнате для курения (где располагается и туалет) разбитое трюмо, в котором уцелел лишь один “осколок” зеркала. О вонючем шлейфе речь вообще не идет. Но это, как говорится, чисто визуальные наблюдения. А вот строчки из акта проверки этого объекта культурного наследия России. Ее проводил в октябре прошлого года филиал по ДВФО ГУ “Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры” Министерства культуры РФ совместно с краевым комитетом по управлению имуществом: “…стены кирпичные, состояние неудовлетворительное: разрушение наружного слоя кладки, выветривание раствора швов на глубину 3-5 см. Из трех балконов восточного фасада сохранился один центральный с бетонными балясинами: балкон сильно поврежден, кирпичная кладка просела, из 18 балясин одна утрачена, шесть сильно повреждены… ограждение террасы главного входа имеет сколы и трещины... В некоторых помещениях возведены новые перегородки, нарушающие первоначальную планировку, произведен некачественный косметический ремонт, перекрытия, потолки – поражения грибком, отвалы штукатурки…”.
Удивительно при этом, как в огромном зрительном зале, настоящем украшении Народного дома, сохранилось практически все декоративное убранство: лепнина, ансамбль прекрасных люстр, старинная немецкая деревянная гнутая мебель на “катушках”, которая разменяла уже вторую сотню лет. И даже барельефы Маркса и Ленина уцелели – это тоже наша история.
В 1919 году в этом зале проходило шумное собрание по созданию владивостокской комсомольской организации, а сейчас два раза в неделю, по пятницам и субботам, клуб знакомств “Вечеринка” - для тех, кому за 30 (так называемый “За Зо”), устраивает вечера отдыха, в летнее время здесь до 300 человек бывает, зимой – поменьше.
Казаки на Пушкинской
- Когда мы сюда вошли шесть лет назад, здание находилось в ужасном состоянии, - рассказывает войсковой атаман Уссурийского войскового казачьего общества Виталий Полуянов. – Перед этим оно вообще три года не отапливалось. Предыдущий владелец, собрав деньги с арендаторов, исчез в неизвестном направлении. Отопительная система была разморожена, крыша – решето, во время тайфунов дождь в театральном зале лил, как на улице. Первое, что мы сделали, - отремонтировали крышу. Разыскали качественное кровельное железо, деньги бывший мэр дал – 280 тысяч. Эта финансовая поддержка была единственной за все время нашего здесь пребывания. К 200-летию А. С. Пушкина я во все инстанции письма разослал с просьбой поучаствовать в ремонте – никто не откликнулся. Но мы оптимизма не теряем. Ищем инвесторов. Специалисты провели комплексное обследование здания, все заключения есть.
Виталий Алексеевич, к сожалению, не смог назвать даже приблизительную сумму, которая требуется на реставрацию здания, а речь идет исключительно о реставрации. Понятно, что даже с учетом доходов, которые, чего лукавить, казаки сегодня получают с субарендаторов, им эту реставрацию не потянуть – площадь Народного дома около двух тысяч кв. метров.
А вот навести порядок, пусть косметический, не только можно, но и должно. Ведь Народный дом по-прежнему остается на балансе Уссурийского войскового казачьего общества, хотя согласно распоряжению комитета по управлению госимуществом края от 12.08. 2003 за № 276-р, он был передан на баланс унитарному предприятию по эксплуатации недвижимости Приморского края “Госнедвижимость». Но там его «в штат» еще так и не зачислили.
Пора наконец вернуть Народному дому ту жизнь, для которой он был предназначен. С учетом реалий нового времени здесь мог бы разместиться, к примеру, театр музыкальной комедии, о котором так давно мечтают горожане. Тем более что второго зала с такой акустикой во Владивостоке нет. Кстати, он рассчитан на 500 мест. Или «Интернет-читальня» бедствующей сегодня библиотеки им. М. Горького. А может быть, стильный танцевальный молодежный клуб, который мог бы сам зарабатывать деньги на достойное содержание здания – от рыночных отношений никуда не денешься. Но спасать Народный дом им. А. С. Пушкина нужно уже сегодня, немедленно, иначе до своего официального столетнего юбилея, который будет отмечаться в 2007 году, он может просто не дожить.
И здесь без вмешательства краевых и городских властей не обойтись, если нам дорога наша местная достопримечательность пусть даже российского значения. На федералов, увы, особо рассчитывать не приходится. Насколько известно, они лишь однажды выдели средства, и то мизерные, на реставрацию единственного объекта Владивостокской крепости – небольшого порохового погреба.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»