Ария Деда Мороза, или Не оперное амплуа
Встречи с заслуженным артистом России Игорем Волковым слушатели ждут, даже если это всего лишь пара номеров в концерте. Но на этот раз любителям оперного вокала повезло: в конце января - два сольных концерта с оркестром штаба флота под управлением Константина Селиванова. В программе романсы и арии из опер зарубежных и русских композиторов. Снова два часа перевоплощения - мистер Икс, блистательный Фигаро, князь Игорь из одноименной оперы Бородина…
Встречи с заслуженным артистом России Игорем Волковым слушатели ждут, даже если это всего лишь пара номеров в концерте. Но на этот раз любителям оперного вокала повезло: в конце января - два сольных концерта с оркестром штаба флота под управлением Константина Селиванова. В программе романсы и арии из опер зарубежных и русских композиторов. Снова два часа перевоплощения - мистер Икс, блистательный Фигаро, князь Игорь из одноименной оперы Бородина…
С этим симфоническим коллективом певец работает давно и плодотворно, а с некоторых пор окончательно «ушел на службу» - одному из самых ярких голосов Приморского края больше негде работать. Вернее, в буквальном смысле работы хватает – первый баритон Приморского края, лауреат премии губернатора Приморья за достижения в области вокального искусства только за прошлый год трижды побывал в гастрольных зарубежных поездках и дал более 40 концертов. Что касается Владивостока, сольные концерты – не частое явление. Игорь Волков больше не работает в Приморской краевой филармонии.
А его любимого театра–студии «Классическая опера», на который оперные певцы возлагали большие надежды, больше не существует: вскоре после реорганизации филармонии и Тихоокеанского симфонического оркестра в единое учреждение театр-студию упразднили за ненадобностью.
Вот и оказался Волков «служивым человеком». В его сегодняшнем настроении больше грусти, нежели оптимизма.
- Игорь, кем сегодня вы являетесь официально?
- Солист оркестра штаба флота. С ним и конкретно с Константином Селивановым, руководителем оркестра, нас связывают годы сотрудничества. За 10 лет – наше совместное творчество началось в 1995 году – исполнено множество песен дальневосточных авторов, в том числе и самого Константина Селиванова. Но эта программа – новый опыт, новый уровень работы. Она эклектична – Кальман, Штраус, Рахманинов, русские народные песни «Выйду на улицу» и «Вдоль по Питерской» - любимые слушателями. Есть в ней арии из опер. К сожалению, возможности исполнить полноценную оперу во Владивостоке сегодня нет. Театр-студия «Классическая опера» умер, несмотря на рекомендацию министра культуры РФ, которую он дал во время своего недавнего визита во Владивосток, сохранить единственный в Дальневосточном регионе театр оперы. И себя я смело могу назвать оперным певцом, потому что свое будущее я связывал с оперой, и не только исполнял партии. Под моим руководством были поставлены две известные оперы «Севильский цирюльник» Россини и «Дон Паскуале» Доницетти.
- Как вы относитесь к тому, что об уровне исполнителей театра-студии отзывались не всегда лестно? Дескать, по этой причине его и закрыли…
- Солисты ответили, как говорится, действием. Они попросту уехали в другие города России и работают там с большим успехом. Тенор Андрей Зорин работает при академии молодых певцов Мариинского театра под руководством Ларисы Гергиевой. Анна Иванилова и Федор Атаскевич уехали в Хабаровск в театр музыкальной комедии. К слову, этот жанр старательно пытаются привить во Владивостоке на сцене драматического театра. Анна Новикова и Оксана Корниевская давно в Москве, в театре Галины Вишневской. Разве это низкий уровень?
Тем более что театр-студия развивался, несмотря на отсутствие помещения стационарного оперного театра и материальной базы. Были изготовлены декорации для спектаклей «Иоланта», «Паяцы», «Риголетто», «Чио-Чио-сан», «Евгений Онегин» - всего к восьми операм. Сегодня они разбросаны по случайным концертным площадкам и собрать их вряд ли можно. Я надеюсь, что удастся осуществить проекты, задуманные вместе со студией «Камертон» в Пушкинском театре. Это одноактные оперы «Севильский цирюльник» и «Моцарт и Сальери». Хотя работа над одноактными постановками – вынужденная мера.
- Игорь, ваши коллеги покидают город, а вам предлагали работу в других театрах?
- Предлагали. Но я живу и работаю во Владивостоке уже 10 лет. Здесь родилась моя младшая дочь. Отсюда я уезжаю на гастроли и сюда же возвращаюсь, эти берега уже стали родными. Поэтому отъезд для меня всегда очень сложная и болезненная тема. Думаю, что и мои коллеги принимали решение, не находя выхода из создавшейся профессиональной, а по большому счету общей ситуации в культуре.
- Игорь, вас пламенно почитают поклонники и поклонницы. Некоторые из них приходят на каждый концерт в течение многих лет. Можно ли избаловать вниманием?
- Можно ли избаловать человека, который следует тернистым творческим путем в одиночку? Я бесконечно благодарен моим поклонникам, ведь их симпатии по большому счету относятся не ко мне лично, а к моему искусству. Они дарят мне уверенность, что тропинка к их сердцам найдена, что концерт состоялся. Хотя, несмотря даже на самую благоприятную реакцию слушателей, я тщательно анализирую свои выступления. Каждый из них записан на видео и подвергается детальному разбору. Много моментов, которые я бы исполнил сегодня иначе. И часто я не доволен собой. Впрочем, Карузо и Шаляпин в зрелом возрасте критически относились к тому, что исполняли в молодости. Да и недовольство собой – это скорее нормальное состояние. Хуже, когда полностью доволен. Это означает, что творчество кончилось. И я боюсь быть довольным собой.
- Игорь, в вашем репертуаре есть довольно необычная роль, в которой вас очень любят дети, – Деда Мороза. Зачем вам это?
- Я знаю, что многие актеры свое дедморозовское амплуа считают новогодним чесом. Но это одна из любимых моих ролей. В ней можно искренне озорничать, шалить, веселиться…
* * *
Справка "В"
Игорь Волков, баритон. Заслуженный артист России, лауреат премии губернатора Приморского края за достижения в области вокального искусства. Лауреат всероссийского конкурса патриотической песни «Пою мое Отечество». Обладатель Гран-при Международного конкурса вокалистов Средней Азии. Во Владивосток приехал из Фрунзе в 1995 году.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»