Меры жесткие, но вынужденные

Обоснование повышения тарифов на оплату ЖКХ и размеры компенсации отмененных льгот - на сегодня это самые популярные вопросы, которые владивостокцы задают местной власти. Руководитель представительного органа городской власти, председатель думы Владивостока Виталий СУББОТИН согласился дать читателям «В» свой ответ по этим вопросам.

21 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1691 от 21 янв. 2005

Обоснование повышения тарифов на оплату ЖКХ и размеры компенсации отмененных льгот - на сегодня это самые популярные вопросы, которые владивостокцы задают местной власти. Руководитель представительного органа городской власти, председатель думы Владивостока Виталий СУББОТИН согласился дать читателям «В» свой ответ по этим вопросам.

- Виталий Васильевич, в декабре 2005 года вы представляли Владивосток на заседании Союза российских городов. Какие проблемы сегодня являются самыми острыми для ваших коллег по муниципальной ассоциации из других регионов?

- На встрече были озвучены интересные статистические данные. Оказывается, если на местах остается меньше, чем 38 проц. собираемых на территории налогов, то прирост населения на территории становится минусовым. Именно 38 проц. налогов дают местным властям возможность создавать новые рабочие места, наращивать налогооблагаемую базу, помогать населению справляться с проблемами. При таком раскладе местное самоуправление становится экономически независимым. А у населения появляется уверенность в завтрашнем дне. Как следствие - увеличение рождаемости.

Сегодня в среднем по стране в местных бюджетах остается около 18 проц. от общей налоговой базы территории. То есть вдвое меньше, чем требуется. Владивосток здесь на общем фоне особо не отличается. Сокращение доходных источников местных бюджетов - самый больной вопрос для муниципалов. В новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации общественного самоуправления на территории РФ» закреплено 27 пунктов прямых обязанностей городского округа. При этом из налоговых поступлений в местные бюджеты не вызывает вопросов только налог на доходы физических лиц. Оставленный муниципалам сбор увеличившегося единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - схема новая, на практике пока не обкатанная. Налог на собственность с физических лиц остался, но налога с основных собственников - предприятий и организаций - мы в 2005 году лишились. Землю пока никто не рвется покупать, следовательно, и сбор земельного налога не бесспорен.

Радужных перспектив на заседании не рисовалось. Тем не менее мы живем в своей стране и надо адаптироваться к имеющимся условиям. Раз закон о местном самоуправлении принят в таком виде, значит, надо его исполнять. И муниципалы вынуждены оптимизировать расходы, искать внутренние источники доходов.

- В том числе - повышать аренду муниципальной собственности и тарифы на жилищно-коммунальные услуги?..

- А что, по-вашему, имеется в виду, когда говорится о внутренних резервах муниципальных бюджетов?.. В первую очередь - эффективное управление муниципальной собственностью. Раньше у местных властей была хоть какая-то возможность скрыто дотировать часть предпринимателей, сдавая им городские помещения по заниженным ценам. Теперь такой возможности просто нет.

Дума пошла на уступки по арендной плате организациям инвалидов, детским образовательным и оздоровительным учреждениям, отчасти - малым предприятиям. Самые уязвимые под повышение аренды не попали или попали частично. Но выступать филантропом по отношению ко всем, кто занимает городские помещения, город сейчас просто не в состоянии.

- Виталий Васильевич, постановление, увеличившее во Владивостоке жилищно-коммунальные тарифы, имеет в городе немалый негативный резонанс. В обращениях, адресованных, в частности, и в адрес думы города Владивостока, горожане задают вопрос о законности повышения тарифов.

- По поводу изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, заложенного в постановлении главы администрации города Владивостока № 427, могу сказать так: мера эта хотя и жесткая, но вынужденная. Другого выхода в сложившейся финансовой обстановке нет. Еще в 2002 году по оценкам независимых экономистов содержание жилья составляло 7 руб. 86 копеек за 1 квадратный метр. Однако все эти годы тариф для населения оставался на уровне 5 руб. 51 копейки. Тариф предыдущая администрация держала, очевидно, по политическим соображениям. А система городского ЖКХ тем временем получала около 65 проц. от расчетных сумм. Так что наши текущие крыши, грязные подъезды, забитые мусоропроводы и простаивающие лифты - следствие неудачных попыток предыдущей администрации города решить экономические проблемы популистскими методами.

В июле 2004 года правительство РФ приняло постановление № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг». Согласно этому постановлению все расходы по содержанию жилья переложены на его собственников. Здесь же определен и новый порядок образования тарифов на жилищные услуги в России - в основу расчетов положено не количество проживающих в квартире, а ее площадь. Посыл небесспорный, но известная логика здесь есть: большие площади на одного проживающего могут себе позволить только состоятельные люди. Они могут и должны платить больше. Остальные, чтобы платить меньше, должны оформлять субсидии. Поддержку бюджета будут получать только те, кто без нее не может обойтись.

Не могу также согласиться и с претензиями о полной недоступности для общественности экспертного заключения, на основании которого было принято решение о повышении тарифов и изменении порядка их расчетов. Это заключение было подготовлено независимой аудиторской фирмой - АО «Марка Аудит» еще в июле 2004 года по заказу предыдущей администрации. Вместе с текстом постановления, которое было опубликовано в газете «Утро России» 30 ноября, экспертное заключение опубликовано не было. Но на официальном сайте администрации Владивостока оно размещено вместе с постановлением № 427, подписанным Владимиром Николаевым 25 ноября. Все, кому оно интересно, могут с ним ознакомиться.

- Повышение городских тарифов совпало по времени с отменой льгот, что усугубило и без того непростую ситуацию в обществе…

- Да, но при этом Владивосток едва ли не первым в России приступил к выплатам денежных компенсаций. Те, кто прошел необходимые формальности, уже могут получить деньги в отделениях Сберегательного банка.

Дума города Владивостока заложила в бюджете города на 2005 год 18,5 миллиона рублей на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, их одиноким вдовам, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей, жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла. Этим горожанам дума установила льготы на жилищно-коммунальные услуги в размере 50 проц. Городской бюджет также будет дотировать проезд дачников в пригородном транспорте в летний период - на это заложены в бюджете расходы в сумме 12 миллионов рублей.

До 1 февраля по договоренности городской администрации общественный транспорт будет возить всех льготников бесплатно. Насколько мне известно, городской администрацией сейчас активно ведутся переговоры с перевозчиками о продлении бесплатного проезда отдельных категорий граждан. Решение о стоимости проезда будет приниматься с учетом мнения населения.

Другими словами, городская власть делает то, что от нее зависит. Но наши финансовые возможности не безграничны.

Автор: Подготовила Татьяна ЧЕРНИЛЕВСКАЯ, специально для «В»