Режем по живому, рапортуем и живем без кровли, отопления, воды
О реформировании жилищно-коммунального хозяйства мы начали говорить еще с 1986 года и продолжали муссировать этот вопрос все последующие годы. Одна беда: как только речь заходит о реформе, сразу вспоминают лишь об организациях, занимающихся обслуживанием жилого фонда, и начинают резать по живому. Уменьшают расходы на содержание, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилья и бодро рапортуют об экономии средств. В итоге мы имеем протекающие кровли, отсутствие отопления, горячей и холодной воды. И жалобы, жалобы и еще раз жалобы. И ответы: “Дано указание ПЖРЭТ...” То же самое, на мой взгляд, происходит и сейчас, когда мы вплотную подошли к реформированию тяжелейшей отрасли.
О реформировании жилищно-коммунального хозяйства мы начали говорить еще с 1986 года и продолжали муссировать этот вопрос все последующие годы. Одна беда: как только речь заходит о реформе, сразу вспоминают лишь об организациях, занимающихся обслуживанием жилого фонда, и начинают резать по живому. Уменьшают расходы на содержание, эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилья и бодро рапортуют об экономии средств. В итоге мы имеем протекающие кровли, отсутствие отопления, горячей и холодной воды. И жалобы, жалобы и еще раз жалобы. И ответы: “Дано указание ПЖРЭТ...” То же самое, на мой взгляд, происходит и сейчас, когда мы вплотную подошли к реформированию тяжелейшей отрасли.
Начинать, видимо, надо с определения: кто будет “заказчиком” от имени органа местного самоуправления в вопросах передачи жилья на обслуживание подрядным организациям. Очевидно, это будет муниципальное предприятие, являющееся юридическим лицом, с четко очерченными правами, функциями и обязанностями.
Естественным было бы и освобождение жилищных организаций от жилого фонда и передача последнего собственнику, то есть муниципалитету. Это даст возможность организовать обслуживание домов на конкурсной основе и спрашивать за состояние жилого фонда в соответствии со статьями Гражданского кодекса РФ.
Только затем можно приступать к определению стоимости услуг по обслуживанию жилого фонда для организаций, выигравших конкурс, стоимости жилого фонда, сдаваемого внаем, с таким расчетом, чтобы полученные средства направлять на восстановление и реконструкцию жилья, а в случае необходимости - и на строительство муниципального жилого фонда. Разработка критериев оценки качества содержания жилья обслуживающими предприятиями; определение видов услуг, оплачиваемых наймодателем и нанимателем, то есть муниципалитетом и квартиросъемщиком - все это совершенно необходимая предварительная работа, без которой реформу не стоит и начинать. Иначе в период сплошных неплатежей при передаче обслуживания жилого фонда предприятиям, не знающим этих условий, все виды работ придется оплачивать нанимателям или собственникам квартиры.
Коли будет определен единый “заказчик”, в его штате, естественно, нужно создать и централизованную бухгалтерию, которая будет проводить все начисления по тарифам, утверждаемым муниципалитетом. Разумеется, эти функции изымаются у ЖРЭУ. Прием платежей можно осуществлять двумя способами. Один из
них - в сберегательные кассы, но при этом у предприятий, оказывающих коммунальные услуги, появляется необходимость создания громоздких подразделений для ведения картотеки, а значит, и возрастают расходы на содержание аппарата. Логичнее было бы платить в кассы “заказчика”, который и будет распределять поступающие платежи поставщикам услуг. Кассы - и только кассы - при этом нужно оставить там же, где и были, - в ЖРЭУ.
Конечно, необходимо разработать систему договоров между поставщиками коммунальных услуг и подрядными организациями, что позволит определить средства, которые будут получать подрядчики за выполненные работы, позволит заключать договоры с указанием конкретных расценок. Вообще подготовительной, чисто казенной работы при начале реформирования не измерить, но только она может создать необходимую экономико-правовую базу реформы, без которой даже говорить о повышении тарифов на оплату услуг просто не имеет смысла.
Попытки проведения жилищной реформы департаментом по ЖКХ мэрии Владивостока, на мой взгляд, не имеют ничего общего с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, представленной правительством и одобренной указом президента. Заниматься только ПЖРЭТами и реорганизовывать их, то есть изымать производственные базы, создавая очередных посредников, лишать их возможности заключения договоров на обслуживание и текущий ремонт жилого фонда, возлагая на них всю ответственность за техническое состояние жилья без договоров, только как на балансодержателя, - это не реформа, а обычное разрушение сложившейся, пусть и не совершенной системы. Из руин подниматься будет гораздо сложнее.
Хорошо, что в мэрии создана комиссия из ведущих специалистов, но кто из них непосредственно занимался жилищно-коммунальным хозяйством, я не знаю.
Автор: Владимир Хорошев, первый заместитель главы администрации Ленинского района