Здравствуй, cтройка, новый год!
Подписанное председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым 31 декабря распоряжение №1737-р стало для приморцев столь же долгожданным, сколь и неожиданным. Нефтепровод от углеводородных месторождений Восточной Сибири до тихоокеанских портов, вокруг проекта которого было сломано столько копий, впервые обретает такие реальные очертания: правительство приняло предложение Минпромэнерго и ОАО «Транснефть» о «проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) - г. Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год».
Михаил Фрадков распорядился начать проектирование и строительство нефтепровода от Тайшета до Перевозной
Подписанное председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым 31 декабря распоряжение №1737-р стало для приморцев столь же долгожданным, сколь и неожиданным. Нефтепровод от углеводородных месторождений Восточной Сибири до тихоокеанских портов, вокруг проекта которого было сломано столько копий, впервые обретает такие реальные очертания: правительство приняло предложение Минпромэнерго и ОАО «Транснефть» о «проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) - г. Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год». География предполагаемого трубопровода менялась столько раз, что сама реальность его появления была (да и остается) под большим вопросом. Тем не менее правительство, в компетенции которого и находилось принятие «трубного» решения, сказало свое слово. И оно, надо думать, будет исполнено.
Минпромэнерго с «Транснефтью» играют на трубе
В правительственном распоряжении содержатся три, как говорят, «месседжа»: первый – что нефтепровод все-таки решено строить, второй – что он должен быть проложен от Тайшета до бухты Перевозной в Хасанском районе, а не до Находки, охотоморских портов или тем более китайских городов, и третий – что заказчиком проектирования и строительства будет государственная компания «Транснефть». Совместно с последней три федеральных министерства – промышленности и энергетики, экономического развития и торговли, а также природных ресурсов – должны до 1 мая 2005 года определить этапы строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан». Двум другим министерствам – транспорта и обороны – дано задание разработать порядок захода судов в бухту Перевозную и выхода из нее. Наконец, на Минтранс и ОАО «Российские железные дороги» возложена реализация «комплекса мер, направленных на бесперебойную доставку грузов, предназначенных для строительства объектов трубопроводной системы». Руководству семи территорий, по которым пройдет трубопровод (республика Бурятия, Иркутская, Читинская, Амурская и Еврейская автономная области, а также Хабаровский и Приморский края) рекомендовано оказывать строителям всяческое содействие. Координатором проекта становится Минпромэнерго РФ: именно оно будет «мониторить», контролировать и раз в полгода представлять в правительство соответствующий доклад.
Каждый мнит себя стратегом…
Автограф Михаила Фрадкова при всей своей вескости вовсе не снимает вопросы, которые скептики задают на протяжении вот уже нескольких лет. В том, что восточный нефтепровод России нужен, никто не сомневается: прокладка «трубы» могла бы стать мощным толчком для развития депрессивных территорий Сибири и Дальнего Востока и обеспечить выход на самый перспективный мировой рынок сбыта углеводородов – азиатско-тихоокеанский. Вопрос в другом: насколько реален сегодня одобренный правительством замысел?
В концентрированном виде позиция скептиков была изложена в пространном докладе центра стратегических разработок, созданном по заказу Минэкономразвития и опубликованном в конце октября 2004 года. Расчетная стоимость строительства год от года растет и сегодня составляет уже 14-15 млрд. долларов (правда, по мнению авторов доклада, «природа подсчетов «Транснефти»… не предъявлена обществу»). Где взять такую сумму – никто не знает. Некоторое время назад, когда Москва решала, куда тянуть трубопровод – в Китай или все-таки к Тихому океану, - о своей готовности проинвестировать строительство не раз заявляла Япония. Однако, по некоторым данным, японцы были заинтересованы лишь в срыве «китайского проекта». Эта цель достигнута: вариант «Ангарск-Дацин», активно продвигавшийся «Юкосом», свернут. Параллельно сошли на нет обещания Японии потратиться на нефтепровод.
Чем заполнить трубу заявленной мощностью 80 млн. тонн в год – тоже неизвестно. По оценке центра стратегических разработок, «обеспеченность Восточно-Сибирского региона подтвержденными запасами нефти не позволяет говорить о реалистичности планов сооружения в этом регионе новой крупной нефтепроводной инфраструктуры»: без учета месторождений Томской области нефтедобыча в Восточной Сибири к 2010 году не превысит 25 млн. тонн в год, тогда как для рентабельной работы нефтепровода нужно хотя бы 50. Есть возражения и экологического плана: в бухте Перевозной ходит перед нерестом лосось, рядом находится единственный в России морской заповедник, а также заповедник «Кедровая Падь» и заказник «Барсовый».
Близкие к Минэкономразвития эксперты центра стратегических разработок пришли к выводу, что принятие решения о строительстве восточного трубопровода «целесообразно отложить… возможно, на несколько лет».
С чувством глубокого удовлетворения?
Тем не менее «Транснефть», занимающаяся как раз строительством трубопроводов, и Минпромэнерго РФ оказались заинтересованы в том, чтобы все-таки пролоббировать скорый и положительный вердикт правительства. Им это удалось: распоряжение, подписанное Михаилом Фрадковым, – лучшее тому доказательство. И не случайно в своих предновогодних выступлениях сразу два федеральных министра реанимировали поутихшую было тему нефтепровода. Так, глава Минприроды Юрий Трутнев заявил: «Проблема, которую мы по сути дела уже начали решать - вовлечение в оборот и разведка территорий, имеющих для России стратегическое значение. Это, в частности, Восточная Сибирь - по ней готовится отдельная программа лицензирования, которая согласуется, в том числе и со строительством Восточного нефтепровода… В 2005 году мы намерены практически в два раза увеличить число объектов, выставляемых для геологического изучения. На эти работы из средств федерального бюджета по нефти и газу будет выделено 4,6 млрд. руб.». По словам главы Минпром-энерго Виктора Христенко, в 2005 году возглавляемое им министерство «завершит подготовку проектов двух программ освоения новых регионов добычи углеводородного сырья». Первая из этих программ как раз предусматривает создание в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке «единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа в Китай и другие страны АТР».
Известно, что не так давно хабаровский губернатор Виктор Ишаев пытался скорректировать маршрут будущего трубопровода и вывести его к охотоморским портам, для чего даже вел переговоры с главным нефтяником Старой площади – замглавы администрации президента Игорем Сечиным. Другой показательный штрих: правительственные эксперты, даже отказавшись от китайского варианта, в качестве конечной точки тихоокеанского трубопровода долго называли Находку, тогда как приморский губернатор Сергей Дарькин выступал за Перевозную, невзирая на протесты «зеленых». Поэтому, если нефтепровод «Тайшет-Перевозная» действительно начнет строиться, Сергея Дарькина можно будет поздравить с очередной лоббистской победой, пусть она и не принадлежит ему одному. А вместе с ним поздравить и «Транснефть» вместе с Минпромэнерго.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»