Автохиты-2004

Конец года - это по традиции пора подведения итогов. И хотя о «покойнике» либо хорошо, либо ничего, мы перед уходящим 2004 годом заискивать не будем. И выскажем все, что о нем думаем. Точнее, не о самом годе, а о тех событиях, которые оказали наибольшее влияние на жизнь российских автомобилистов.

30 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1681 от 30 дек. 2004

Все они осложнили жизнь водителей

Конец года - это по традиции пора подведения итогов. И хотя о «покойнике» либо хорошо, либо ничего, мы перед уходящим 2004 годом заискивать не будем. И выскажем все, что о нем думаем. Точнее, не о самом годе, а о тех событиях, которые оказали наибольшее влияние на жизнь российских автомобилистов.

Итак, наша версия пятерки самых-самых.

Открывают хит-парад изменения в правилах дорожного движения, которые были введены постановлением правительства РФ № 595 и вступили в действие 1 января 2004 года. Документ этот касается всех водителей без исключения, и некоторые из них уже успели от него пострадать.   Напомним, что новые правила запрещают парковку автомобилей на тротуарах, движение малотоннажных грузовиков по крайней левой полосе на дорогах с тремя или более полосами движения в одном направлении, а также обязывают водителей объезжать «островки безопасности», тумбы или другие дорожные сооружения только справа. А вот обгон справа на дорогах с многорядным движением, напротив, попал под запрет.

Кроме того, изменился пункт 13-9, который определяет порядок движения трамваев и безрельсовых транспортных средств на неравнозначных перекрестках. Теперь в этом пункте четко сказано, что трамвай даже при повороте налево имеет преимущество перед автомобилем, двигающимся прямо. Этот пункт должны особенно хорошо запомнить те, кто часто ездит через перекресток улиц Алеутской и Светланской.

На четвертом месте в нашем хит-параде «Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности». И хотя действовать он начал еще в июле 2003 года, действительно обязательным для всех автомобилистов он стал лишь с 1 января 2004-го. Причем водители, рискнувшие выехать на дорогу без полиса, стали наказываться не только штрафом в размере 500-800 рублей, но и задержанием автомобиля.

Стоит отметить, что сомнений в необходимости закона об автогражданке ни у нас, ни у большинства водителей нет. Однако стоимость страхования в России оказалась самой высокой на всем постсоветском пространстве. А для некоторых автовладельцев она даже сопоставима со стоимостью полиса в ряде европейских стран.   Неудивительно, что сам закон и его проводники - страховые компании - вызвали в стране волну возмущения, но отменить или хотя бы перенести срок его вступления в действие ни народу, ни народным избранникам так и не удалось. Как, впрочем, и внести в него обещанные изменения в тарифных ставках и правилах страхования.

Третьим по значимости событием уходящего года стало повышение таможенных пошлин на ввоз грузовых автомобилей иностранного производства в возрасте старше 7 лет. Причем эти новые пошлины оказались настолько высоки, что превратились по сути в «запретительные». С 14 февраля 2004 года таможенная ставка на них составила 1 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя. В результате пошлина на обычный двухтонник «Мазда-Титан» 1991 года выпуска увеличилась с прежних 400-500 долларов до 4000-5000. В итоге доступных грузовиков на приморских авторынках практически не осталось.

Второе место мы без колебаний отдадим решению депутатов Госдумы исключить из «пьяной» статьи Административного кодекса (12.8) наказание в виде штрафа. И с 31 августа для водителей, севших за руль в состоянии опьянения, осталось только одно наказание: лишение права управления на срок от полутора до двух лет. (Так им в принципе и надо.)

И наконец, на 1-е место в списке важнейших событий 2004 года мы бы поставили появление в Приморье (и в некоторых других регионах страны) так называемых штрафстоянок, а также утверждение тарифов на эвакуацию и хранение задержанных транспортных средств.  

Напомним, что в принятом два с половиной года назад новом Административном кодексе возможность задержания автомобилей и снятия с них государственных регистрационных знаков в принципе была предусмотрена. Однако порядок этого должно было определить правительство. Что оно к новому, 2004 году и сделало.

Ну а краевые власти довольно быстро утвердили расценки на услуги штрафстоянок и эвакуаторщиков (причем совершенно заоблачные), а сотрудники ГАИ активно начали охаживать этой «карательной дубинкой» нарушителей правил парковки, а также водителей-пьяниц и тех, кто сел за руль, не имея необходимых документов. Число пострадавших, даже по самым скромным подсчетам, измеряется уже сотнями!

Завершая подведение итогов года, мы с сожалением вынуждены признать, что в нашу пятерку самых-самых попали только те события, которые так или иначе, но все же подпортили жизнь российским автолюбителям. Будем надеяться, что 2005-й год окажется для всех нас более благоприятным...

Автор: Вадим Дмитриев, специально для «В»