Железное сердце

Наверное, мы не слишком преувеличим, сравнив замену двигателя с пересадкой человеческого сердца. Эта операция хоть и отработана, но очень серьезна. Прежде всего - с финансовой точки зрения, затем с технической и, наконец, с правовой. Ведь двигатель внутреннего сгорания (ДВС, двиг, двигун, движка, двигло) - это номерной агрегат, вместе с кузовом идентифицирующий конкретный автомобиль точно так же, как фотография в паспорте идентифицирует человека.

30 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1681 от 30 дек. 2004

Замена двигателя сжигает много денег и нервов

Наверное, мы не слишком преувеличим, сравнив замену двигателя с пересадкой человеческого сердца. Эта операция хоть и отработана, но очень серьезна. Прежде всего - с финансовой точки зрения, затем с технической и, наконец, с правовой. Ведь двигатель внутреннего сгорания (ДВС, двиг, двигун, движка, двигло) - это номерной агрегат, вместе с кузовом идентифицирующий конкретный автомобиль точно так же, как фотография в паспорте идентифицирует человека.

 Как он нам дорог

ДВС меняют тогда, когда даже капитальный ремонт бессмыслен технически или экономически. Правда, иные автовладельцы в такой ситуации предпочитают оперативно продать машину торопливому покупателю. И тогда заменой двигателя озаботится уже он. А удовольствие это не из дешевых.

Заказывать действительно новый двигатель из Японии смысла нет: дешевле купить беспробежную машину. Поэтому на приморском рынке присутствуют так называемые контрактные двигатели: они ввезены из Японии, что подтверждается таможенной декларацией, и на наших дорогах еще не эксплуатировались. Порой покупатель ищет отдельно блок цилиндров или головку блока, в других случаях ДВС покупается в сборе. Если постараться, можно найти двигатель во вполне приличном состоянии, но идти на разборку без опытного механика не советуем.

Разные моторы и стоят по-разному, однако найти нормальный контрактный двигатель дешевле, чем за 500 долларов, весьма проблематично. Ряд распространенных в Приморье моделей ДВС стоят порядка 700 - 800 у. е., многолитровые навороченные движки обойдутся в еще большую сумму. Работы по замене двигателя ввиду огромного количества у нас легальных и полулегальных автосервисов не имеют фиксированного тарифа - как договоришься. То же самое - с наличием или отсутствием гарантии как на сам агрегат, так и на его грамотную установку. По данным «В», работы по замене ДВС требуют порядка 250 долларов, хотя эти цифры не претендуют на абсолют. Погоня за дешевизной может выйти себе дороже. К тому же хороший ремонтник наряду с заменой двигателя выполнит сопутствующие работы (герметик, сальники, масло), устранит «несмертельные» дефекты, даст рекомендации по срокам замены отдельных узлов и т. д.

Третья статья расходов - оформление замены двигателя в ГИБДД. Если вы в целях ускорения процесса обращаетесь в филиалы МРЭО ГИБДД, которых во Владивостоке несколько (Авто-М-1, 2 и т. д.), то готовьте 500 рублей за услуги. Некоторую сумму отнимет копирование ряда документов, а если за вас все бумаги заполнит своей тренированной рукой девушка в окошке, то придется заплатить и за это.

Замена «запоротого» двигателя на идентичный или почти идентичный - одно дело. Экспериментаторам, ставящим «неродной» ДВС, сложнее: ГИБДД оформит такой мотор только при наличии справки-заключения НАМИ - государственного научного центра, расположенного в Москве. В столицу ездить необязательно: посредники, дающие в приморских газетах соответствующие объявления, обеспечат вам нужную справку. Заключение по одному номерному агрегату обойдется в 4-5 тысяч рублей, по обоим - 8-9. Сроки - от четырех дней до двух недель. То есть теоретически можно в дряхлую «копейку» вставить форсированный хондовский движок с «табуном лошадей», нахлобучить кузов от «крузака», и это авточудовище по паспорту будет все равно считаться «Жигулями»!

Как видим, в контрактном двигателе внутреннего сгорания еще до его установки и оформления «сгорит» приличная сумма. Удар по кошельку частично сгладит старый мотор, сбагренный по частям (не весь же сразу он пришел в негодность).

Хирургия под капотом

При выборе и покупке контрактного двигателя спешка противопоказана. Импортируемые из Страны восходящего солнца моторы, к сожалению, разные по своему техническому состоянию. Рассказывают, например, что в малопристойном виде чаще всего привозят «турбованные» ДВС. Говорить о гарантии качества в общепринятом смысле здесь сложно. Как правило, продавцы дают определенный срок - десять дней или две недели - на установку и обкатку двигателя. По его истечении претензии не принимаются.

Что касается километража, намотанного контрактным двигателем, то порой приходится верить продавцам на слово. Серьезные компании привозят моторы вместе с подкапотными табличками, на которых номер данного двигателя соседствует с номером кузова. Дружащий с Интернетом автомобилист, зная эти данные, сможет установить хотя бы год выпуска автомобиля с точностью до месяца и тогда уже сопоставить эту дату с пробегом, заявленным продавцом. Но даже смешной километраж сам по себе еще не признак качества. Например, «подкопченный» масляный щуп у такого двигателя вряд ли говорит в его пользу…

Двигатель можно устанавливать хоть где, даже собственноручно. Автомобилисты с запада России, правда, утверждают, что в их регионах такие работы вправе проводить лишь специально лицензированные сервисы. И, по слухам, такие сервисы даже приторговывают документами, гласящими, что вы меняли ДВС именно у них. Тем не менее во Владивостоке никто таких бумаг не требует - проверено. Так что можете экспериментировать в собственном гараже.

Без бумажки ты…

Не знаем, как было раньше и как это происходит в остальной России, но во Владивостоке для оформления нового двигателя требуется строго определенный набор документов.

Прежде всего это нотариально заверенная копия государственной таможенной декларации (ГТД), которая должна прилагаться к двигателю, если только он не ворованный или не контрабандный. Иногда продавцы выдают копию лишь одной страницы ГТД, в которой, собственно, и указан номер ввезенного двигателя, но лучше сразу берите копию всей декларации: сотрудники ГИБДД наверняка ее потребуют.

Следующий документ - справка-счет, подтверждающая вашу покупку. Серьезные автомагазины оформляют ее сами, авторазборки, как правило, направляют покупателя в фирму, с которой у них заключен договор. Там и выдадут не только справку-счет, но и договор с доверенностью (эта схема достаточно отработана и проблемы, как правило, не представляет - дело пяти минут и 450 рублей за справку-счет). Доверенность нужна именно в том случае, когда справка-счет и договор оформляются опосредованно, без присутствия самого продавца.

Остальные бумаги у вас уже должны быть: паспорт транспортного средства (в него запишут новый номер двигателя и поставят печать) плюс копии, так называемый желтяк - свидетельство о регистрации, которое подлежит замене, копия непросроченного полиса ОСАГО, без которого сегодня никуда. Ну и доверенность, если вы не владеете автомобилем безраздельно.

Справка из налоговой инспекции не требуется: собираемость транспортного налога заботит только сами фискальные органы. Проверку техсостояния двигателя, экологичности выхлопа и т. п. тоже никто не проводит - лишь бы номер совпадал с указанным в ГТД и не вызывал подозрений на предмет перебивки. Но забот хватит и без того. В перечисленных выше документах каждая запятая и печать должны стоять на отведенных им местах. Кроме того, при сверке номеров двигателя и кузова инспектор может, например, потребовать убрать незаконную тонировку передних боковых стекол. Есть «счастливчики», штурмующие ГИБДД по нескольку раз.

Неудивительно, что некоторые забрасывают дело в долгий ящик (корреспонденту «В» известны люди, эксплуатировавшие неоформленный двигатель по году и более). На постах ДПС номера агрегатов сверяют редко. Если все-таки инспектор выявляет несоответствие, водитель говорит, что заменил двигатель буквально сегодня и едет в ГАИ. Главное - чтобы с собой были документы, подтверждающие легальность приобретения двигателя.