Зарплата погибла вместе с моряками «Веста»

2 ноября в Японском море затонул теплоход «Вест», однако до сих пор родственники погибших не получили ни заработной платы своих сыновей и мужей, ни компенсации по потере кормильцев. Российское государство не может помочь семьям погибших в решении этого вопроса.

29 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1680 от 29 дек. 2004

Их родные пойдут до конца

2 ноября в Японском море затонул теплоход «Вест», однако до сих пор родственники погибших не получили ни заработной платы своих сыновей и мужей, ни компенсации по потере кормильцев. Российское государство не может помочь семьям погибших в решении этого вопроса.

Корр. «В» удалось встретиться с тетей погибшего старпома с т/х «Вест» Анной Крохиной. Ее племянник Андрей Паршин проработал на этом судне около полутора лет, по настоянию работодателя вышел из профсоюза моряков, также на руках не было копий контрактов. Единственным документом, удостоверяющим факт работы на «Весте» Андрея Паршина, является копия судовой роли, которая каким-то чудесным образом оказалась на руках у вдовы погибшего.

Как сказала Анна Николаевна, «семья осталась без средств к существованию. Жена не работает, 16-летний сын заканчивает 11-й класс, сейчас я свои «крохи» отдаю семье племянника. Деньги  Андрей не получил и за предыдущий рейс. Я разговаривала с женами погибших, они будут идти до конца, чтобы получить все, что им причитается по закону».

По словам транспортного прокурора города Находки Дениса Бабикова, судовладельцем и работодателем теплохода «Вест» является панамская компания EL VINTON HOLDINGS CORP., а следовательно, все трудовые споры между этой компанией и ее работниками должны решаться в суде Панамы и российское законодательство ничем не может помочь семьям погибших моряков.

«Российские граждане нанимались на работу в иностранную фирму, налоги они платили другому государству. Так почему же Российская Федерация  должна возмещать какие-то убытки?» - вопрошает Денис Бабиков.

А может, потому, что они граждане этой страны, ведь это прежде всего государство поставило их в жесткие рамки? Например, Андрей Паршин раньше работал в БАМРе, но из-за отсутствия стабильности в этой компании вынужден был пойти работать под «удобным» флагом, на утлые суденышки.

С другой стороны, по словам Анны Крохиной, российская агентирующая компания «ВестЛайн» обещала до 20 декабря погасить задолженность по заработной плате (!), но сделано это не было.

27 декабря поступило уже новое обещание со стороны «ВестЛайна»: эта компания, а не судовладелец, обещала погасить задолженность по зарплате в течение двух-трех дней. Сумма, которую начислили старпому за два месяца, смешна - 525 долларов США. Кроме того, в течение полутора лет заработную плату Андрей Паршин получал в офисе агентирующей компании. То есть фактически второе лицо на судне, да скорей всего и вся команда имели дело только с сотрудниками «ВестЛайна», а представителей панамской фирмы они и в глаза не видели.

Денис Бабиков также подтверждает: «Фактически компания «ВестЛайн» была работодателем - она производила набор моряков, но  юридически, по всем документам эта фирма являлась агентирующей компанией и занималась обслуживанием судна «Вест» на основании доверенности».

Но доказать, что фактически «ВестЛайн» был работодателем, можно только в суде. Иск должны подать родственники погибших. Транспортная прокуратура на данный момент такими полномочиями не обладает, так как в Гражданско-процессуальный кодекс в начале года внесены поправки, которые разрешают прокуратуре подавать иски в суд только за «малолетних детей, душевнобольных и немощных стариков». Остальные дееспособные граждане должны делать это самостоятельно.

Несмотря на сей факт, транспортный прокурор Находки  не отказывает в помощи: «Чем можем - мы поможем. Сейчас очень сложно чем-то помочь в рамках нашего законодательства, в части выплаты заработной платы и компенсаций».

Подать в суд на панамскую фирму родственники погибших также не могут - нет копий контрактов между членами экипажа и работодателем. Поэтому очень сложно подтвердить, что люди действительно работали на эту иностранную компанию. Трудовой договор должен оформляться в двух экземплярах, но все факты говорят о том, что оформлялись они в одном экземпляре. Уже 4 ноября копии контрактов, хранящиеся в федеральном государственном учреждении «Государственная администрация Находкинского морского рыбного порта», были уничтожены, так как не имели срока хранения.

Денис Бабиков по этому поводу сказал: «Я думаю, что контрактов не было вовсе. В том, что они были сожжены, у меня есть большие сомнения. Справка об утере была составлена, чтобы прикрыть незаконную операцию по прописке этих моряков на судно с иностранным флагом. Скорей всего контракты не существовали в природе, а прописка была фиктивной». Кстати, начальник паспортно-визового отдела ФГУ «Государственная администрация НМРП» А. Стоцкий после этого инцидента был уволен с работы по собственному желанию.

Таким образом, круг замыкается. Жены погибших остались без мужей и средств к существованию, а компания, которая должна по крайней мере выплатить заработную плату, - фактически умыла руки.

Автор: Андрей Сухарьков, специально для «В»