Президент, держи краба
На прошедшей несколько дней назад в Кремле пресс-конференции президента РФ Владимира Путина представитель японского информагентства поставил перед российским лидером вопрос о Южных Курилах, они же «северные территории».
Владимир Путин вспомнил об окраине
На прошедшей несколько дней назад в Кремле пресс-конференции президента РФ Владимира Путина представитель японского информагентства поставил перед российским лидером вопрос о Южных Курилах, они же «северные территории». Сославшись на главу российского МИДа Сергея Лаврова, заявившего о возможности передачи Японии острова Шикотан и гряды Хабомаи, и на позицию официального Токио, требующего все четыре острова (упомянутые плюс Итуруп с Кунаширом), японский журналист поинтересовался: «Возможен какой-то компромисс? Какова ваша позиция? И когда вы собираетесь поехать в Японию, до или после 9 Мая, Дня Победы? И если не будет компромисса, возможна отмена вашего визита в Токио?». Владимир Путин удовлетворил любопытство присутствующих лишь частично (стенограмма пресс-конференции размещена на официальном сайте президента).
- Что касается заявления нашего министра иностранных дел, то, насколько я видел, он не предлагал никаких островов, - заявил Путин. - Он упомянул о Декларации 1956 года, которая была, кстати, ратифицирована в Советском Союзе, она была ратифицирована и в Японии. Поэтому когда вы мне сегодня говорите: мы два острова не хотим, мы хотим четыре – для меня это несколько странно...… Российская Федерация является правопреемницей Советского Союза, и мы, разумеется, будем стараться выполнять все международно-правовые обязательства, которые были взяты на себя Советским Союзом, как бы нам это ни было тяжело.
Президент упомянул девятую статью названной декларации, в которой говорится, что предварительным условием возможной передачи двух островов является подписание мирного договора между обеими странами. «Я, как человек с базовым юридическим образованием, обращаю ваше внимание на формулировки, - сказал президент Путин. - Там сказано о том, что Советский Союз готов передать два острова. Не сказано, на каких условиях передать, когда передать и чей суверенитет распространяется на эти территории. Это все предметы для нашего тщательного изучения и совместной работы». Относительно возможности своего визита в Японию в 2005 году Владимир Путин не сказал ничего.
Другой вопрос на дальневосточную тематику был задан представителем одной из камчатских газет. В 2005 году госкомпания «Роснефть» намерена начать бурение на западнокамчатском шельфе в Охотском море, где нерестятся минтай и камчатский краб. Камчадалы уже развернули кампанию за сохранение шельфа, однако тягаться с правительством (а решение о бурении приняло именно оно) им явно не под силу. Владимир Путин пообещал «зафиксировать вопрос как проблему» и обратить внимание правительства на необходимость более тщательной проработки: «Пускай вернутся к этому еще раз». Трудно рассчитывать на то, что решение будет пересмотрено, тем не менее президент заверил: «Ни у кого в мире таких технологий, связанных с бурением и одновременно с защитой окружающей среды, нет. Вот у наших компаний есть... И если уж и вести там экономическую деятельность, то с соблюдением всех необходимых требований по сохранению окружающей среды».
Комментируя созданное недавно министерство регионального развития (его возглавил Владимир Яковлев), Путин признал, что «отдельные регионы, может быть, не в состоянии эффективно развивать свои территории без поддержки федерального центра». Вместе с тем, по его мнению, «все эти программы наряду с федеральным финансированием на ключевых направлениях все-таки должны быть нацелены на то, чтобы создать прежде всего условия для высвобождения внутренней энергии развития в самих регионах».
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»