Прощай, “Советская Россия”!
Когда-то давно, в начале 70-х годов, каждый приход легендарной плавбазы “Советская Россия” и китобойной флотилии в родной порт становился праздником для всех владивостокцев. Флотилия швартовалась у причала морского вокзала, где экипажи встречали родственники, друзья и руководители во главе с первым секретарем крайкома КПСС. Вернувшиеся с моря китобои на неделю загружали работой официантов городских ресторанов и водителей такси.
Когда-то давно, в начале 70-х годов, каждый приход легендарной плавбазы “Советская Россия” и китобойной флотилии в родной порт становился праздником для всех владивостокцев. Флотилия швартовалась у причала морского вокзала, где экипажи встречали родственники, друзья и руководители во главе с первым секретарем крайкома КПСС. Вернувшиеся с моря китобои на неделю загружали работой официантов городских ресторанов и водителей такси.
Сегодня времена изменились: давно прекращен промысел китов, а у вернувшихся недавно с путины работников плавбазы нет денег не только на такси, но даже на трамвай. Знаменитую плавбазу “Советская Россия” переименовали в “Альбатрос” и собираются продать за рубеж - на следующей неделе она уходит от родных берегов навсегда.
Последний приход “Советской России” во Владивосток ознаменовался неприятным событием: коллектив рыбообработчиков плавбазы пригласил журналистов для того, чтобы рассказать о своем бедственном положении. В июне плавбаза тихо и незаметно вернулась в родной порт из Охотского моря после 8-месячной минтаевой путины. С 13-го числа все рыбообработчики были отправлены в отпуска. Тем не менее они не покинули судно, несмотря на команды, передаваемые по корабельной трансляции. На протяжении двух недель у судовой кассы постоянно дежурили люди. Ждали денег.
- Нам стыдно, что мы заходим в трамвай и не можем расплатиться за проезд, - говорили женщины-рыбообработчицы. - Когда же это такое было, чтобы мы приходили с путины и нам не на что было кормить детей?
Страсти подогревались слухами о том, что руководство “Дальморепродукта” приняло решение продать плавбазу за границу. Люди не собирались покидать судно, полагая, что если плавбаза уйдет, то их заработанные деньги могут надолго застрять в финансовых каналах “Дальморепродукта”. Они пытались встретиться с руководством компании, но в управлении им посоветовали “митинговать” на улице. Работники прокуратуры рекомендовали просто обратиться в суд. Но вместо этого рыбаки продолжали ночевать на голых матрасах возле судовой кассы, не теряя надежды, что когда-нибудь она все-таки откроется. Некоторые “дежурили” с детьми.
Казалось бы, вполне обычная по нынешним временам ситуация: задержки с выплатой зарплаты происходят сейчас почти везде. Но одно дело не получать деньги на берегу, и совсем другое - “отпахав” больше полугода в море.
Как заявили рыбообработчикам, за счет средств, вырученных за продажу “Советской России”, будут отремонтированы две другие плавбазы - “Рыбак Приморья” и “Пищевая индустрия”. Это чрезвычайно возмутило их, потому что, по их словам, деньги на прошлогодний ремонт удерживали из их собственной зарплаты.
Как заявил корреспонденту “В” заместитель генерального директора АО ХК “Дальморепродукт” Виталий Олейников, плавбаза “Советская Россия” в минувшую путину принесла компании убытков на 15 миллиардов рублей, и задержка с выплатой заработной платы возникла совершенно естественно. Дальнейшая эксплуатация плавбазы стала экономически невыгодной, поэтому было принято решение продать ее на “сэконд-хэнд” на Тайвань. Определена и дальнейшая судьба экипажа: одна треть будет переведена на другие плавбазы, остальные работники сокращены. Что же касается зарплаты, Виталий Олейников заявил, что обращение рыбаков к журналистам было преждевременным, так как в настоящее время “Дальморепродукт” уже выплатил коллективу плавбазы около 8 миллиардов рублей, хотя и остался должен еще около 1,5 миллиарда.
Сама же плавбаза “Советская Россия” пока еще стоит у причала “Дальзавода” и готовится к своему последнему рейсу под российским флагом. Правда, она уже сменила свое прежнее величавое название на “Альбатрос”. Но в памяти владивостокцев она навсегда останется “Советской Россией”, каждый приход которой в родной порт становился праздником для всего города...
Автор: Сергей ЧЕЧУГО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), “Владивосток”