Контракты, пахнущие смертью

3 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №168 от 3 июль 1997

Ребята, вы связались с прохиндеями

Сложным авиамаршрутом, с пересадками, из тайваньского порта Гаосюн во Владивосток прибыли 10 членов экипажа БМРТ “Мыс Скалистый”. Вместе с ними были доставлены и 2 урны с прахом 2 моряков с этого же траулера, покончивших жизнь самоубийством - разными способами, но, к сожалению, с одинаковым результатом.

По имеющейся информации (основанной прежде всего на мнении моряков), главной причиной суицида токаря Владимира Фоменко и механика технологического оборудования Сергея Козлова стала глубокая депрессия, связанная с ощущением собственного бессилия и неверием в скорое и разумное разрешение конфликта между оказавшимся в ловушке экипажем и его работодателем, арендатором судна - ООО “Дальмар-П” в лице генерального директора Александра Лева.

Вот как развивалась ситуация. Еще осенью прошлого года предприниматель А. Лев взял в аренду у Корсаковской базы океанического рыболовства два больших морозильных траулера - “Контайка” и “Мыс Скалистый” (первый вопрос, который возник у правоохранительных органов, звучит так: как была оформлена аренда при отсутствии у арендатора соответствующей и обязательной лицензии, выдаваемой в Комитете по рыболовству?). Экипажи на оба траулера были набраны преимущественно на Камчатке.

Отработав минтаевую путину, оба судна прибыли во Владивосток, выполняя команду арендатора, а также в силу веры моряков в его обещания сразу же после продажи рыбы расплатиться с экипажами. С деньгами, однако, как говорится, неувязочка вышла. И тогда моряки обратились за защитой в местное отделение Российского профсоюза моряков (РПМ). Профсоюз и выступил истцом в судебном разбирательстве, которое проходило в Ленинском суде Владивостока и пришло к безрадостному для г-на Лева решению. Хоть и не сразу и не всю, но зарплату моряки все-таки получили.

Тем временем Александр Лев набрал на “Мыс Скалистый” новый экипаж - теперь уже преимущественно из владивостокских моряков, и морозильщик отправился на ремонт в Тайвань. По словам председателя местного представительства РПМ Юрия Курнакова, к этому моменту “Дальмар-П” был уже в “черном” списке инспекторов профсоюза, и моряков честно предупреждали: “Ребята, вы, похоже, связались с прохиндеями и сильно рискуете...”

Авось...

Ситуация на сегодня: Александр Лев давно уже объявлен в розыск, и его местонахождение неизвестно; 10 моряков и 2 урны с прахом - во Владивостоке; остальной экипаж по-прежнему остается в Гаосюне. Рассказывают, что и эта-то десятка наиболее рьяно боровшихся за свои права моряков была отправлена на родину в основном стараниями и за счет некоей тайваньской миллионерши, прочитавшей в местной газете или увидевшей по телевизору слезливую историю о злоключениях российских мореходов. Помогало по мере сил и местное отделение международной религиозной организации Mission to seamen, которая, в частности, взяла на себя все хлопоты, связанные с кремацией тел двух самоубийц.

Больше обратиться на Тайване некуда и заступиться за российских моряков некому - с этой страной у России нет дипломатических отношений, и поэтому рассчитывать даже на минимальную консульскую поддержку не приходится. Когда и каким образом они смогут вернуться на родину - неизвестно никому...

...При всем ужасе ситуации она скорее типична, нежели парадоксальна. Расплодившиеся в последнее время как грибы после дождя многочисленные мелкие судоходные и рыболовные компании (владеющие, как правило, 1-2 судами, а то и просто берущие их в аренду или в лизинг), а также фирмы по найму моряков и рыбаков для работы под отечественным или зарубежным флагом сулят доверчивым (или просто оказавшимся без работы) мореплавателям бешеные валютные оклады, а главное - их гарантированную выплату. Самое удивительное при этом, что доказать состоятельность или несостоятельность обещаний (читай - компании) можно только эмпирическим путем, то есть на собственном опыте, сходив в рейс. Бывают (да-да, бывают!) случаи, когда работодатели в срок и сполна рассчитываются с моряками.

Чаще, к сожалению, оказывается наоборот

Причем среди злостных неплательщиков отнюдь не всегда оказываются именно “новоявленные” судовладельцы. Нагло обирают моряков и “старики”. Примеры - в сегодняшнем номере “В” читатель может найти материал о безобразном отношении к собственным работникам со стороны небезызвестного АО ХК “Дальморепродукт”. Не раз сообщалось в местной прессе и о гигантских (так - !) задержках заработной платы плавсоставу АО “Востоктрансфлот” (бывший ВРХФ).

...И сегодня в редакционной почте “В” немало писем в международных конвертах с мольбой о помощи. “...Экипаж теплохода Eastern star, работающего в совместной российско-греческой компании UNJFESCO, находится в течение 8 месяцев в рейсе. В настоящее время судно стоит под арестом на рейде порта Суэц (Египет) из-за банкротства нашей компании...”, “...Экипаж теплохода “Чайка” был нанят на работу фирмой “Фесконтракт”. С 23 ноября 1996 года судно стоит под арестом в порту Лагос (Нигерия)... Продукты питания заканчиваются, элементарные медикаменты отсутствуют, а судно находится в очень опасном эпидемиологическом районе...”

...Подобные цитаты - только из редакционной почты - можно множить.

...А у морских вербовочных контор по-прежнему стоят очереди. И мало кто из стоящих будет вчитываться в скупые строки контракта, советоваться с юристами, изучать свои права...

Автор: Отдел информации “В”, Валентин ТРУХАНЕНКО (фото), “Владивосток”