Большое видится на расстоянье?
Не случайно Лоцман поставил вопросительный знак в заголовке к сегодняшнему обзору, читатель. Именно этим знаком можно проиллюстрировать то ощущение, которое осталось после прочтения книги.
Борис Соколов. “Леонид Брежнев. Золотая эпоха”. Серия “Историческое расследование”. Издательство “АСТ-Пресс”
Не случайно Лоцман поставил вопросительный знак в заголовке к сегодняшнему обзору, читатель. Именно этим знаком можно проиллюстрировать то ощущение, которое осталось после прочтения книги.
“Кто такой Брежнев? Мелкий политический деятель времен Аллы Пугачевой”. Этот старый анекдот еще лет семь-восемь назад казался вполне справедливым. К радостям “золотой эпохи” с ностальгическим вздохом обращались разве что живущие по принципу “что пройдет, то будет мило” пенсионеры… Однако за эти самые семь-восемь лет выросло поколение молодых идеалистов, которым, как во все времена, собственный век кажется таким грубым, таким неидеальным. В поисках эпохи, которую так или иначе можно подогнать под идеал, они обращаются взорами в прошлое. А там - образчик монументальной стабильности, железной уверенности в том, что завтра все будет столь же лучезарно, как вчера, - эпоха Брежнева. И, разумеется, фигура самого генерального секретаря ЦК КПСС как выразителя, символа, образа этой эпохи.
Вполне может быть, что именно на этих молодых людей с горящими глазами и рассчитано издание. Ибо Лоцман, сознательно проживший не самые юные годы именно в “золотую эпоху”, принципиально новых фактов и неизвестных доселе данных - как биографического, так и, скажем, политико-экономического характера - в книге не нашел. Собственно говоря, в каком-то смысле представленное в сегодняшнем обзоре издание не портрет человека, а портрет символа. Ибо ответа на вопрос, что же за человек был Леонид Ильич, книга не дает. Написана она в жанре политико-экономической аналитики, жанре скорее газетном, нежели книжном, в чем-то похожем на худшие образцы серии “ЖЗЛ”.
“С самого начала перед Брежневым стоял принципиальный вопрос: надо ли искать какую-то новую стратегию развития Советского Союза или можно ограничиться продолжением хрущевской политики с корректировкой ее за счет ряда элементов, присущих сталинскому правлению? …Вряд ли мы когда-нибудь узнаем точно, понимал ли Брежнев, что подходящей стратегии не существует в принципе и что советская система реформированию не поддается”. Странные формулировки для книги, заявленной как “расследование”, не правда ли? Или в распоряжении автора были исключительно общедоступные, не имеющие грифа “секретно” материалы, на которых он и строил свое расследование, или - если это не так - для построения выводов ему просто не хватило сил. Не по силе дерево выбрал, так сказать. Вот отсюда и ощущение вопросительного знака, так сильно преследовавшее Лоцмана во время и после прочтения.
С другой стороны, нельзя не отметить, что целевую аудиторию - тех же “юношей бледных со взором горящим” или людей ностальгирующих, или просто интересующихся историей - книга, безусловно, заинтересует. Ведь одно дело - высмеивать, другое - разоблачать и уж совсем иное - анализировать. Трезво, вне конъюнктуры, спокойно…
Автор: Ваш Книжный Лоцман