Бензин уходит в небо

Подорожание автомобильного топлива на внутреннем рынке России, составившее с начала года около 35 процентов, - мелочь по сравнению с глобальными реалиями. На планете кончается нефть - во всяком случае, та, которую можно легко и быстро, а значит, рентабельно добыть из-под земли. Поэтому о том, на чем мы будем ездить завтра, ученые и конструкторы задумываются уже сейчас. Бензиновая эпоха в истории человечества, похоже, скоро завершится, и мы начинаем наблюдать за ее закатом.

24 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1678 от 24 дек. 2004

Привычные двигатели ждет участь динозавров: править бал будут альтернативные виды топлива

Подорожание автомобильного топлива на внутреннем рынке России, составившее с начала года около 35 процентов, - мелочь по сравнению с глобальными реалиями. На планете кончается нефть - во всяком случае, та, которую можно легко и быстро, а значит, рентабельно добыть из-под земли. Поэтому о том, на чем мы будем ездить завтра, ученые и конструкторы задумываются уже сейчас. Бензиновая эпоха в истории человечества, похоже, скоро завершится, и мы начинаем наблюдать за ее закатом.

Уже сегодня подорожание нефти привело к определенным подвижкам на автомобильном рынке. Растет популярность мало- и микролитражек, то и дело появляются сообщения о новой налоговой узде для обладателей «прожорливых» двигателей. Напротив, любители крошечных моторов в той же Японии пользуются определенными льготами. В Европе все шире распространяются легковушки с дизельными двигателями, потребляющими несколько меньше топлива по сравнению с бензиновыми (да и сама солярка дешевле бензина). В этом, впрочем, нет ничего принципиально нового. Между тем очень скоро и бензиновым, и дизельным моторам придется сильно потесниться. Тем более что экологические требования к автомобилям становятся все жестче.

Вождение под газом

Если перевод автомобилей на газовое питание в Приморье не слишком популярен, то в центральной и западной России эта практика распространена довольно широко. Встретившийся как-то корреспонденту «В» оренбуржский автолюбитель утверждал, что в его городе на газе ездит примерно треть машин. Если это и преувеличение, факт тем не менее остается фактом. Газобалонное оборудование вместе с установкой обходится обычно в 12-15 тысяч рублей. После перевода на газ расход топлива в литрах несколько увеличивается, зато сам газ гораздо дешевле бензина (порядка 7-9 рублей за литр), за счет чего такая переделка окупается достаточно быстро. Правда, переводить на газ можно далеко не все двигатели. Но рискнувшие изменить бензиновым привычкам сразу ощущают разницу собственным кошельком. Да и выхлоп становится не в пример экологичнее. 

В России как автомобильное топливо используются природный газ и пропан-бутановая смесь. По мнению некоторых столичных экспертов, в нашей стране для газификации транспорта есть все условия, первое из которых - наличие огромных запасов газа (около 30 процентов от мировых). Правда, газ тоже дорожает, хоть и не догнал по цене привычные бензин с соляркой. И не случайно ряд маститых теоретиков и практиков транспорта (а приморцы без ложной скромности считают себя очень продвинутыми автомобилистами) уверены в том, что будущее все-таки не за газом.

«Метисы» на колесах

Биологи знают, что нередко метисы оказываются более жизнестойкими, нежели представители «чистых» кровей. Автомобильные «метисы» доказывают свою жизнестойкость вот уже несколько лет. Речь о гибридных машинах, внутри которых бензиновый двигатель сочетается с электрическим, причем ведущая роль отдана последнему. Если говорить о Владивостоке, то самый распространенный у нас гибрид - «Тойота-Приус», действительно выдающийся автомобиль. Это первая в мире серийная машина с электромотором, батарею которого не надо заряжать от сети. Прямо во время движения электронные мозги «Приуса» в зависимости от ситуации включают или глушат бензиновый движок. Если при разгоне электроэнергия расходуется, то на спуске или при торможении она, наоборот, пополняет батарейку. Расход бензина выходит просто смешной, не говоря уже об экологичности автомобиля.

Правда, «Приус» непрост в обслуживании и еще не изучен нашими авторемонтниками так же досконально, как какой-нибудь «Спринтер». Да и батарея рассчитана производителем всего на несколько лет, после чего подлежит замене. Но лиха беда начало, тем более что уже сегодня компании «Тойота», «Хонда», «Форд» и «Дженерал Моторз» предлагают потребителю несколько моделей автомобилей-гибридов. На первом месте - по-прежнему «Приус». Менеджеры «Тойоты» обещают, что в скором будущем гибридный «близнец» появится у каждой модели концерна.

Водородная «бомба»

Одним из самых перспективных энергоносителей ученые называют водород. К тому же из выхлопной трубы «водородомобиля» выделяется обычный водяной пар, совершенно безвредный для окружающей среды. Такие машины уже есть, хотя еще не поставлены на поток. Так называемые концепт-кары не раз были представлены на различных автовыставках, а в США даже открылась первая заправочная станция для автомобилей, работающих на водороде.

Каждый из ведущих автопроизводителей спешит разработать собственную водородную машину. Самым быстрым водородомобилем сейчас считается детище концерна BMW. Двигатель, работающий на сжатом водороде, установлен и на Nissan X-TRAIL FCV; корпорация Mazda презентовала спортивное купе RX-8 с роторным мотором, работающим как на бензине, так и на водороде. А заводы «Тойота» и «Хонда» уже предоставили японским госструктурам свои новейшие автомобили на водородных топливных элементах.

Существуют и более экзотичные, нежели водородные двигатели, разработки.

Топливо в законе

Наметившееся завершение бензиново-дизельной монополии уже привлекло внимание российских законодателей. Недавно в комитете Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи прошло заседание по подготовке законопроекта «Об использовании альтернативных видов моторного топлива». По мнению депутатов, использование альтернативного топлива (природный газ, пропан-бутановые смеси, диметилэфир, водород, биогаз) поможет сохранить здоровье людей и окружающую среду. По сообщению пресс-службы Госдумы, «практически всеми странами на стадии внедрения альтернативных видов моторного топлива приняты пакеты законодательных актов, стимулирующих их использование». К 2020 году только в Европе на альтернативное топливо планируется перевести 23 процента всех автомобилей. Поэтому законопроект может быть внесен на рассмотрение Госдумы совсем скоро, возможно, даже в этом году.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»