Работа над законодательным фундаментом
В прошлой статье, посвященной истории представительных органов власти в Приморье, речь шла о делах давно минувших дней. Сегодня мы остановимся на событиях, которые многие еще помнят, - на истории создания Думы Приморского края, ныне - Законодательного собрания Приморского края, пришедшей на смену Советам народных депутатов.
Первые шаги приморских избранников
В прошлой статье, посвященной истории представительных органов власти в Приморье, речь шла о делах давно минувших дней. Сегодня мы остановимся на событиях, которые многие еще помнят, - на истории создания Думы Приморского края, ныне - Законодательного собрания Приморского края, пришедшей на смену Советам народных депутатов.
Подготовительная работа шла несколько месяцев
В ходе известных событий сентября-октября 1993 года в Москве появились знаменитые указы президента России Бориса Ельцина от 21.09.93 № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации” (о роспуске Верховного совета, назначении выборов в Федеральное собрание и проведении референдума по принятию Конституции 1993 года) и от 09.10.93 № 1617 “О реформировании представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации”. На смену советам должны были прийти законодательные органы власти нового поколения. В декабре 1993 года была принята и новая Конституция России, которая подразумевала формирование новых органов государственной власти, включая местные парламенты.
Однако между этими событиями и реальным появлением в крае думы прошло достаточно много времени. Оно и понятно. К 1993 году в стране вовсю работали созданные двумя годами ранее администрации. Исполнительная власть вовсе не горела желанием делиться с кем-либо этой самой властью. Хотя еще 28 октября 1993 года было принято постановление администрации Приморского края № 366 “О прекращении полномочий Приморского краевого Совета народных депутатов”, настоящая работа по созданию законодательного органа власти в Приморье началась только в 1994 году. Руководил ею вице-губернатор края Игорь Лебединец.
“Было ясно, что копировать систему советов бессмысленно, - вспоминает Игорь Лебединец. - Их нельзя было считать в полном смысле этого слова коллегиальным органом, который действительно вырабатывал бы необходимые законы. И тогда мне, как вице-губернатору, руководителю аппарата администрации края, пришлось по сути брать на себя ответственность и решать, какой должна быть наша первая приморская дума. Нужно было посмотреть, сколько нужно депутатов в законодательном органе Приморского края, как лучше нарезать округа”.
В нормативных актах, подписанных тогда главой краевой администрации, впервые было дано и официальное название региональному законодательному органу - Дума Приморского края. Тогда же было определено, что законодательный орган власти края будет состоять из 39 депутатов.
Первоначально выборы были назначены на 27 марта 1994 года, однако за четыре дня до голосования они были отменены и перенесены на октябрь. Главными причинами переноса выборов назывались дефицит средств, социальная напряженность в крае вследствие очень тяжелого прохождения отопительного сезона, невыплаты зарплаты работникам бюджетной сферы. Формальным основанием для их переноса стало обращение руководителей ряда городов и районов края к главе администрации Приморья. Однако, по мнению бессменного председателя крайизбиркома Сергея Князева, в тот момент администрация Евгения Наздратенко просто опасалась, что в марте в большинстве округов победят сторонники мэра Владивостока Виктора Черепкова.
Новой датой выборов было назначено 23 октября. На первом этапе избирательной кампании, охватывающей отрезок с января по март 1994 года, по 39 избирательным округам были выдвинуты 149 кандидатов. Однако с первой попытки избрать Приморскую краевую думу не удалось. Выборы 23 октября проходили в очень тяжелой общественно-политической обстановке, что отразилось в крайне низкой активности избирателей. К урнам для голосования пришло чуть более 25 процентов обладающих правом голоса приморцев. Выборы были признаны состоявшимися только в 20 округах. Это все сельские районы Приморья, а также Дальнереченск, Дальнегорск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Фокино. Как бы там ни было, а после 23 октября в Приморье отсутствовал необходимый для начала работы думы кворум депутатов (26 депутатов). Работоспособной дума стала только после 15 января уже 1995 года, когда удалось выбрать еще 11 депутатов.
Однако это вовсе не означает, что с 23 октября 1994 года по январь 1995 года избранные населением края законодатели бездействовали. В это время работал так называемый подготовительный комитет Думы Приморского края, в который входили все 20 избранных с первой попытки депутатов. Руководителем комитета стал депутат от округа № 24 (Уссурийск) Владимир Ведерников, его заместителем - депутат от округа № 33 (Надеждинский район) Александр Прохоров. Остальные депутаты разделились на четыре группы. Первая работала с документами по подготовке Устава Приморского края, две группы депутатов - над актами, которые должны были в будущем регламентировать работу самой думы; четвертая группа - с проектами федеральных законов, поступавших в Приморскую краевую думу из Федерального собрания Российской Федерации.
Интересно взглянуть на социальный портрет депутатов думы края первого созыва. Из числа избранных и доизбранных депутатов двое на момент избрания занимали пост вице-губернатора, 10 были главами муниципальных образований края или их заместителями, восемь ранее имели статус депутата краевого совета или были бывшими “партработниками”, девять человек являлись директорами крупных предприятий, трое - работники культуры, науки и образования, трое - представители крестьянства.
Первое заседание Приморской краевой думы состоялось 25 января 1995 года. Открыл его самый старший из числа выбранных на тот момент депутатов - Владимир Ведерников. На первом историческом заседании думы присутствовали 28 депутатов. На нем депутаты решили два важных вопроса. Во-первых, было определено, что официально орган законодательной (представительной) власти края будет называться Дума Приморского края, а, во-вторых, был избран первый ее председатель. Им стал Игорь Петрович Лебединец. Его заместителем единогласно был избран Александр Прохоров.
Структурно дума состояла из шести постоянных комиссий: по природопользованию, земельным вопросам, потребительскому рынку и труду (председателем был Анатолий Татуйко, затем Михаил Савин); по экономике, собственности и приватизации (Юрий Диденко); по бюджету, налогам и финансам (председателем был Николай Садомский, после него Геннадий Лазарев); по государственному строительству края, местному самоуправлению и законности (Виктор Гельвер); по социальной политике и защите прав граждан (Михаил Журавский); по мандатам, регламенту и депутатской этике (Николай Литвинов). Был образован и Совет думы.
Реальное становление и начало работы Думы Приморского края проходило в очень непростых условиях. Первые законы пришлось писать практически “с чистого листа”, так как в России еще не было наработано федеральной и региональной нормативной базы.
Начало закладки законодательных основ
Однако, несмотря на все трудности, думе первого созыва удалось многое сделать за время своей работы. Главное - была заложена база для того, чтобы жизнь в крае дальше проистекала на основании законов. Конечно, основополагающим документом для жизни всего Приморья был принятый первой думой Устав края. Готовили его несколько месяцев. Первоначально над ним трудилась группа преподавателей ДВГУ под руководством юриста Сергея Князева. При написании краевой конституции активно использовался не только опыт других российских регионов, в которых местные парламенты начали работать раньше приморского, но даже в большей степени американский. Вариант Устава, подготовленный учеными, по словам Князева, значительно опережал то время, поэтому многие статьи при его принятии были исключены депутатами из окончательного варианта. Устав края после длительного обсуждения был принят осенью 1995 года.
В абсолютно новых экономических условиях, которые сложились в России к середине 90-х годов, были приняты законы, регулирующие, например, социальные вопросы в крае. Напомним, что в 1995-1996 годах в Приморском крае социально-экономическая ситуация оказалась сложной. Бастовали работники бюджетной сферы, не выплачивались пособия на детей, закрывались промышленные предприятия.
Поэтому урегулирование социальных проблем стало для депутатов одной из приоритетных задач. Результатом их работы стал пакет краевых социальных законов, ряд целевых программ социального развития в Приморском крае.
Думой был принят ряд законов в интересах наиболее слабо защищенных в социальном плане граждан: “О начальном профессиональном образовании” от 23.11.95 ; “О социальном статусе учителя” от 24.01.96; “Об охране труда в Приморском крае” от 08.10.97. Постановлением краевой думы 25 августа 1996 года была принята краевая целевая программа “Социальная реабилитация подростков, обучающихся в учреждениях начального профобразования”.
Другая задача думы первого созыва - формирование нормативной базы в области местного самоуправления. Решить эту задачу были призваны, например, законы «О местном самоуправлении в Приморском крае» (1996), “Об административно-территориальном устройстве в Приморском крае” (1997), “О местном референдуме в Приморском крае” (1997), “О собраниях (сходах) граждан в Приморском крае” (1996), “О муниципальной службе в Приморском крае” (1997), “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Приморском крае” (1996).
Знаменательным событием стало принятие 4 апреля 1996 года закона Приморского края «О государственной службе в Приморском крае». Таким образом, был проведен первый этап кодификации всего нормативного правового материала, касающегося государственной службы в Приморском крае.
Всего за период своих полномочий Думой Приморского края были проведены 46 заседаний, на которых были приняты 110 законов, 742 постановления, которые касались важнейших вопросов жизнеобеспечения края.
Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, специально для «В», фото из архива отдела прессы и информации Законодательного собрания Приморского края