"ЛуТЭК": О главном диспетчере

Главный диспетчер диспетчерской службы ЗАО «ЛуТЭК», без всякого преувеличения, фигура на производстве знаковая. Хотя сам Александр Владимирович Шаталов терпеть не может громких слов и пышных сравнений.

24 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1678 от 24 дек. 2004

Хочется сказать слово…

Главный диспетчер диспетчерской службы ЗАО «ЛуТЭК», без всякого преувеличения, фигура на производстве знаковая. Хотя сам Александр Владимирович Шаталов терпеть не может громких слов и пышных сравнений.

Диспетчерская служба была организована пять лет назад по предложению Александра Владимировича после того, как назрела необходимость в круглосуточном «отслеживании» работы всей технологической цепочки, настройки на гармоничный слаженный рабочий ритм всех звеньев цепи предприятия. Это случилось два года спустя после организации ЗАО «ЛуТЭК».

Дело в том, что до его создания угольный разрез, железная дорога, производство электроэнергии существовали каждый сам по себе. В период кризиса неплатежей их стало лихорадить. После прихода Дальневосточной управляющей компании, укрупнения отдельных структур, налаживания четкого контроля с анализом ситуации и ежедневным прогнозом на перспективу - все встало на свои места. Это приносит свои выгоды, в том числе и экономические. Диспетчерская служба следит в оба за четким соблюдением графика работы. Ведь электроэнергия, отпущенная с нарушением утвержденной схемы, не оплачивается. Это самый простой и мощный стимул - кому же хочется работать бесплатно.

Диспетчерская служба по праву считается одним из интеллектуальных центров предприятия, генератором идей. Ее особенность состоит в том, что специалисты службы - их всего пять, включая главного, настоящие универсалы. Они знают до тонкостей особенности технологии и добычи угля, и производства электроэнергии, что позволяет владеть информацией в полном объеме и делать выводы, как говорится, практически со стопроцентным «попаданием».

- Главная задача нашей службы - осуществлять круглосуточную координацию действий всех подразделений: электростанции, железнодорожного и автомобильного транспорта разрезоуправления, вспомогательных служб для того, чтобы обеспечить график выработки электроэнергии, - говорит Александр Владимирович Шаталов. - Причем наше отличие состоит в том, что мы не можем жестко отдавать команды на выполнение оперативному персоналу. Служба главного диспетчера, анализируя весь производственный процесс, ищет варианты наиболее эффективного и оперативного решения возникающих ситуаций и выдает свои заключения в виде рекомендаций. Это происходит на утренних планерках в присутствии представителей главных служб, руководства предприятия.

Важно так отладить процесс, чтобы не существовало «личной» выгоды какого-то отдельного подразделения, а все вместе работали на общий конечный результат с реальной экономической выгодой.

Кадры для своей службы Александр Владимирович подбирает сам. Требования к ним настолько же высоки, насколько просты: человек должен пройти все ступени оперативной работы, последнее место работы каждого, перед тем как прийти в диспетчерскую службу ЗАО «ЛуТЭК», - начальник смены. При этом диспетчер должен суметь быстро проанализировать ситуацию и принять наиболее правильное решение, чтобы как можно скорее и с наименьшими потерями устранить возникшие нестыковки. Это как математические задачки с несколькими неизвестными. К примеру, топливо на станцию поступает разнородное по качеству - до 25 процентов, а объем и качество электроэнергии необходимо выдать с точностью до двух процентов. Это и есть работа дежурного диспетчера. Владимир Васильевич Климов, который работает на предприятии 30 лет, с пуска первого энергоблока, как и его коллеги, решает такие ежедневные «задачки» играючи. Но за этой легкостью - опыт всей трудовой жизни, связанной с оперативной работой.

Автор: Отдел спецпроектов, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"