"ЛуТЭК": О главном диспетчере
Главный диспетчер диспетчерской службы ЗАО «ЛуТЭК», без всякого преувеличения, фигура на производстве знаковая. Хотя сам Александр Владимирович Шаталов терпеть не может громких слов и пышных сравнений.
Хочется сказать слово…
Главный диспетчер диспетчерской службы ЗАО «ЛуТЭК», без всякого преувеличения, фигура на производстве знаковая. Хотя сам Александр Владимирович Шаталов терпеть не может громких слов и пышных сравнений.
Диспетчерская служба была организована пять лет назад по предложению Александра Владимировича после того, как назрела необходимость в круглосуточном «отслеживании» работы всей технологической цепочки, настройки на гармоничный слаженный рабочий ритм всех звеньев цепи предприятия. Это случилось два года спустя после организации ЗАО «ЛуТЭК».
Дело в том, что до его создания угольный разрез, железная дорога, производство электроэнергии существовали каждый сам по себе. В период кризиса неплатежей их стало лихорадить. После прихода Дальневосточной управляющей компании, укрупнения отдельных структур, налаживания четкого контроля с анализом ситуации и ежедневным прогнозом на перспективу - все встало на свои места. Это приносит свои выгоды, в том числе и экономические. Диспетчерская служба следит в оба за четким соблюдением графика работы. Ведь электроэнергия, отпущенная с нарушением утвержденной схемы, не оплачивается. Это самый простой и мощный стимул - кому же хочется работать бесплатно.
Диспетчерская служба по праву считается одним из интеллектуальных центров предприятия, генератором идей. Ее особенность состоит в том, что специалисты службы - их всего пять, включая главного, настоящие универсалы. Они знают до тонкостей особенности технологии и добычи угля, и производства электроэнергии, что позволяет владеть информацией в полном объеме и делать выводы, как говорится, практически со стопроцентным «попаданием».
- Главная задача нашей службы - осуществлять круглосуточную координацию действий всех подразделений: электростанции, железнодорожного и автомобильного транспорта разрезоуправления, вспомогательных служб для того, чтобы обеспечить график выработки электроэнергии, - говорит Александр Владимирович Шаталов. - Причем наше отличие состоит в том, что мы не можем жестко отдавать команды на выполнение оперативному персоналу. Служба главного диспетчера, анализируя весь производственный процесс, ищет варианты наиболее эффективного и оперативного решения возникающих ситуаций и выдает свои заключения в виде рекомендаций. Это происходит на утренних планерках в присутствии представителей главных служб, руководства предприятия.
Важно так отладить процесс, чтобы не существовало «личной» выгоды какого-то отдельного подразделения, а все вместе работали на общий конечный результат с реальной экономической выгодой.
Кадры для своей службы Александр Владимирович подбирает сам. Требования к ним настолько же высоки, насколько просты: человек должен пройти все ступени оперативной работы, последнее место работы каждого, перед тем как прийти в диспетчерскую службу ЗАО «ЛуТЭК», - начальник смены. При этом диспетчер должен суметь быстро проанализировать ситуацию и принять наиболее правильное решение, чтобы как можно скорее и с наименьшими потерями устранить возникшие нестыковки. Это как математические задачки с несколькими неизвестными. К примеру, топливо на станцию поступает разнородное по качеству - до 25 процентов, а объем и качество электроэнергии необходимо выдать с точностью до двух процентов. Это и есть работа дежурного диспетчера. Владимир Васильевич Климов, который работает на предприятии 30 лет, с пуска первого энергоблока, как и его коллеги, решает такие ежедневные «задачки» играючи. Но за этой легкостью - опыт всей трудовой жизни, связанной с оперативной работой.
Автор: Отдел спецпроектов, Нина ПЕТРУХИНА (фото), "Владивосток"