По следу души…

Не прерывая беседы, без всякого прицела объектива Казуо Сумида несколько раз нажимает кнопку фотоаппарата. Жест или наклон головы собеседника показались ему любопытными. Щелк-щелк-щелк… Надо снять, потом уж будет время разобраться, что печатать.

24 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1678 от 24 дек. 2004

Японская фотосессия во Владивостоке

Не прерывая беседы, без всякого прицела объектива Казуо Сумида несколько раз нажимает кнопку фотоаппарата. Жест или наклон головы собеседника показались ему любопытными. Щелк-щелк-щелк… Надо снять, потом уж будет время разобраться, что печатать.

- Это творческий метод - снимать все окружающее, не делая предварительного отбора? - задаю вопрос.

- Да, это принцип, - отвечает Сумида-сан. - Ведь отбор происходит задолго до того, как нажимаешь спусковую кнопку…

Признался, что выбор совершается гораздо раньше, сердцем или умом руководствуется фотохудожник, вряд ли определишь. Но на все - автомобили, неотъемлемый знак современного городского пейзажа, природу, людей - нужен внутренний настрой. Поэтому и не задумывается Казуо Сумида, все решается раньше. Шестым чувством.

Во Владивостоке г-н Сумида оказался не впервые. Весной этого года он уже путешествовал по улицам города, разумеется, вместе со своим фотоаппаратом. Дышал воздухом города, всматривался в здания, в лица людей, пытаясь ощутить себя частью этого пространства… Во время этого, зимнего, визита Сумида-сан привез «В» серию снимков и наметил свой дальнейший российский маршрут: новая фотосессия и выставка в галерее «Арка».

Дело в том, что для него Россия - не случайное место. Отец, бывший военнопленный, прошедший десятки километров по России, пока его не поместили в лагерь под Елабугой, оставил дневники. Сумида-сан, прочитав их, решил сделать фоторяд воспоминаний отца. Но случился своеобразный казус: сын, поначалу отнесшийся к России так же сурово, как и отец в своих воспоминаниях, полюбил эту страну. В этом «повинна» и фотокамера: невозможно не любить выразительность лиц, красоту природы, особенно в сельской местности…

- Я увлекаюсь фотографией более 30 лет, - говорит Сумида-сан. - И делаю свои фотографии, не пытаясь достичь коммерческого успеха. Выставка на Гиндзе (улица в центре Токио, где расположены галереи. - Прим. авт.) - для меня в первую очередь возможность представить свое творчество как можно большему числу людей.

К слову, именно поэтому семья Сумиды-сан в свое время относилась настороженно к увлечению фотографией. Тем более что снимает Сумида-сан по старинке - обычной камерой, презрев цифровые технологии, в которых Япония впереди планеты всей. Он считает, что рядовой фотоаппарат даст фору любой «цифре», потому что потом художник печатает снимки сам, прикасаясь руками к бумаге, осязая свою работу, превращая фотографию в произведение искусства. Кстати, последнее и подкупило семью, которая в фотографиях Сумиды-сан увидела себя другой, чем представлялось. Вот эти штрихи, подмеченные им первым, открытые зрителю, пожалуй, самое ценное в работе, считает японский фотограф.

Он шагает по городу, едва уловимым движением нажимая на кнопку. Щелк - памятник, щелк - улыбающийся прохожий, щелк - сосед по столику в кафе… Он остается оптимистом, потому что не одинок. Он иллюстрирует книгу отца, которую прочтет его сын. В этой преемственности, запечатленной на снимках, и есть смысл…

Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»