Вы задавали нам вопрос?

В течение недели корреспонденты «Звонкой темы» принимают множество звонков, среди которых – вопросы, требующие скорее не оперативного вмешательства журналиста, а компетентного ответа специалиста. Сегодня выпуск «Звонкой темы» посвящен именно этому – ответам на ваши вопросы.

22 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1676 от 22 дек. 2004

Читателям «В» отвечают компетентные лица

В течение недели корреспонденты «Звонкой темы» принимают множество звонков, среди которых – вопросы, требующие скорее не оперативного вмешательства журналиста, а компетентного ответа специалиста. Сегодня выпуск «Звонкой темы» посвящен именно этому – ответам на ваши вопросы.

* * *

Перерегистрация проходит спокойно

Говорят, что в органах соцобеспечения перерегистрация льготников была только до 1 декабря. Почему об этом никто не знает? Я случайно узнал в сберкассе. Говорят, кто не прошел перерегистрацию до 1 декабря, льготы получать не будет, это правда?

Константин СЕМЕНОВ, Владивосток

В управлении социальной защиты населения администрации Владивостока рассказали: с 1 января 2005 года вступает в силу федеральный закон № 122-ФЗ, который предусматривает замену основной части льгот (за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг) ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).

Этим законом система социальной защиты граждан была приведена в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Из краевого бюджета будут выплачиваться ЕДВ ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий, выплаты другим льготным категориям граждан отнесены на федеральный бюджет.

ЕДВ будут выплачиваться территориальными органами Пенсионного фонда РФ, базу данных которым предоставляют органы социальной защиты населения и пенсионные отделы силовых и иных ведомств. Что касается инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также инвалидов от общего заболевания всех групп, то такая база данных в Пенсионном фонде имеется, поэтому эту категорию льготников не приглашали в органы социальной защиты населения для перерегистрации.

База данных по ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий в настоящее время уточняется, поэтому, если вы, Константин Борисович, относитесь к одной из указанных льготных категорий и по каким-то причинам не прошли перерегистрацию, это не поздно сделать сейчас: с 9 до 17 часов в отделе социальной защиты населения по месту жительства.

* * *

Гарантийный срок не обязателен, но необходим

Дочь купила мобильный телефон. Гарантийный срок на него – всего три месяца. Разве это по закону?

Ирина ГЕРАСИМЕНКО, Уссурийск

Положения закона «О защите прав потребителей» разъясняет специалист краевого отдела по защите прав потребителей Нина ЗАБЕГАЕВА:

- Закон говорит: изготовитель (или исполнитель, если речь идет об услуге) вправе – но не обязан, обратите внимание - установить на свой товар гарантийный срок любой продолжительности. То есть сейчас нет ГОСТов, обязывающих устанавливать некий фиксированный отрезок времени, как это было раньше.

Уважающий себя и заботящийся о своем имидже изготовитель конечно же будет устанавливать сроки достаточно длительные – ведь это говорит и о надежности товара, и об отношении к покупателю. Если, например, на мобильный телефон изготовитель дает гарантийный срок три месяца, это как минимум должно насторожить покупателя – слишком мало.

Есть группа товаров, на которые гарантийный срок и срок службы (это то время, которое - изготовитель обещает -  товар будет работать) должен быть установлен, - сложная бытовая техника, например.

Если же гарантийный срок изготовителем не обозначен,  продавец вправе установить свой. Если же изготовитель указал гарантийный срок, продавец не имеет права его уменьшать, может только увеличить.

Например, вы покупаете мобильный телефон, интересуетесь гарантийным сроком. Продавец вам говорит: полгода. Обязательно спросите, чей именно это срок, почитайте инструкцию. И если выяснится, что изготовитель, например, указал год, а продавец говорит – полгода, можете совершенно спокойно считать, что у вас в итоге полтора года гарантии! Правда, есть небольшое «но» - на срок гарантии, добавленный продавцом, он может выдвигать дополнительные условия: например, обязуется производить в это время только бесплатный ремонт.

Отдельно следует поговорить об услугах. Исполнители услуг имеют право установить гарантийный срок любой продолжительности на выполненную работу – хоть неделю, хоть три дня. Законодательство здесь ничего не определяет. Поэтому покупателю, прежде чем сделать заказ, нужно поинтересоваться сроком гарантии и озаботиться тем, что этот срок обязательно должен быть отражен в документах – квитанции, договоре и так далее.

* * *

От экспертизы не отказывайтесь!

Приобретенный мною пылесос «Вихрь ТМ-8а» производства завода бытовой техники «Ленинец» устраивал меня всем – до тех пор, пока в первый же месяц эксплуатации не отвалился кусочек ручки, а через год – не взорвался двигатель, едва не устроив в квартире пожар. Срок гарантии еще не истек, и я обратилась в магазин с просьбой вернуть мне деньги или заменить пылесос. Администратор магазина сказал, что пылесос имеет механические повреждения, и предложил провести экспертизу поломки двигателя, предупредив, что, если он взорвался по моей вине, я должна буду уплатить около 5000 рублей. Разумеется, я отказалась и от экспертизы, и от суда…

Правильно ли я поступила?

Л. Артамонова, пенсионерка, Владивосток

Отвечают специалисты отдела по защите прав потребителей администрации Приморского края:

- Что касается дефекта ручки, то доказать, что это производственный дефект или неправильная эксплуатация, очень сложно, требуется дорогостоящая экспертиза пластмассы.

А что касается двигателя, здесь проблем не должно быть. В этом случае экспертизу необходимо было проводить  обязательно, причем если гарантийный срок не истек, то за счет продавца. Вряд ли во взрыве двигателя была вина потребителя, пылесос – это не компьютер и не сотовый, которые не так давно вошли в наш обиход, с ним все умеют обращаться.

Покупательница зря отказалась от проведения экспертизы, ей нужно было написать претензию по некачественному мотору, и она по результатам экспертизы получила бы либо компенсацию, либо новый пылесос.

Так что, если гарантийный срок вашего пылесоса еще не истек, обращайтесь с претензией к продавцу.

* * *

Соседей можно приструнить

В статье «Звукотерроризм» вы писали про шумящие стоянки и кафе. А у меня беда – соседи. Их-то как можно приструнить?

Ирина КЛИМОВА, Владивосток    

Юрист из Владивостока Александр Помельников:

- Существуют “Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР”, утвержденные 25 сентября 1985 года. Никто их пока не отменял. Правила являются нормами общефедерального масштаба и обязательны к применению на всей территории России. Пункт 9е этих правил обязует нанимателя жилого помещения, равно как и его собственника, не допускать выполнения в квартире работ или совершения других действий, создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях.

Этот же пункт гласит: “Пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23.00 до 7.00 часов должна соблюдаться полная тишина”. Что касается остального времени суток, в том числе дневного времени, то главное правило здесь - не нарушать покой жильцов.

Если сосед на ваши замечания не реагирует и продолжает нарушать покой, то воздействовать на него можно через применение ст. 20.1 “Мелкое хулиганство” Кодекса об административных правонарушениях. Здесь можно и нужно обратиться к участковому с требованием вызвать наряд милиции, чтобы составить на буйного соседа протокол об административном правонарушении. Санкция по этой статье достаточно чувствительная - штраф от 5 до 15 МРОТ либо административный арест до 15 суток. Если наказание не образумило соседа, вы можете вызвать милицию вторично (важно зафиксировать факт). После двух таких фактов в течение года вы можете в соответствии со статьей 98 Жилищного кодекса РСФСР требовать выселения в судебном порядке беспокойного соседа. Даже если суд и не удовлетворит требование о выселении, то в компенсации морального вреда при достаточном обосновании отказать не вправе.

И О ХОРОШЕМ!

Прежде неприглядный, запущенный первый подъезд в доме № 51 на ул.  Алеутской вот уже который год радует глаз. Надоело жильцам жить в запустении: сделали ремонт своими силами, поставили закодированную дверь за свой счет, повесили на окна занавески, поставили цветы. В непогоду от входной двери выкладывают дорожку из плотного картона, чтобы не разносить грязь по подъезду. По очереди наводят порядок на этажах.

А однажды под Новый год поставили на площадке, где висят почтовые ящики, елку! Всем подъездом наряжали ее. Потом накрыли на ларе импровизированный столик с шампанским и поздравили друг друга с Новым годом. Теперь это стало традицией.

* * *

«Звонкая тема» объявляет новую акцию «Давайте радовать друг друга!».

Приближается целая череда добрых, радостных, светлых праздников, уважаемые читатели «В». А это значит – «Звонкая тема» вновь объявляет месячник позитивной информации! Конечно, мы не перестанем принимать от вас звонки с проблемами, вопросами, рассказами о тяжелых и нерадостных ситуациях. Но более всего будем рады рассказам о хорошем – о добрых людях, о ваших радостях. Давайте ненадолго забудем о плохом или попытаемся закрасить черный цвет яркими, веселыми красками!

Звоните нам в понедельник, среду и четверг с 11 до 11.30 по телефону 415-585. Вас ждет «Горячая линия «В»!  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Вера КОНЮХОВА, Татьяна БАТОВА, «Владивосток»