Щедрилочки от бабы Зины, или Рождественская история

Зинаида Ивановна Бобрышева, на сельский манер баба Зина, личность в селе Рождественка Дальнереченского района известная. В чистой горнице на почетном месте, рядом с иконкой, у нее хранятся сразу две алые памятные ленты с золотыми «письменами»: одна вручена ей как почетному жителю села, которое отметило в 2000 году свое столетие, другая - как победителю социалистического соревнования.

21 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1675 от 21 дек. 2004

Зинаида Ивановна Бобрышева, на сельский манер баба Зина, личность в селе Рождественка Дальнереченского района известная. В чистой горнице на почетном месте, рядом с иконкой, у нее хранятся сразу две алые памятные ленты с золотыми «письменами»: одна вручена ей как почетному жителю села, которое отметило в 2000 году свое столетие, другая - как победителю социалистического соревнования.

Да, много чего довелось повидать бабе Зине на своем веку. Она была десятой из 12 детей, где к тому же воспитывались еще двое приемных сирот. Мать родила ее здесь, в селе Рождественка, ровно 70 лет назад в своем доме, который ее родители поставили в числе первых строений в начале прошлого века. Батько Иван Тимофеевич Церипа прежде чем стать председателем колхоза воевал в отряде Сергея Лазо. Человек он был широкой души. «Бачили такое, - пересыпает свой рассказ украинскими словами баба Зина, - строил себе дом, а тут школе потребовалось крышу покрыть - так он весь свой цинк отдал. Уже позже другой дом купил. Вот такой у меня батько был!».

Несмотря на возраст, баба Зина сама справляется с огородом, а он у нее не маленький. Сыновья Сергей и Александр, в прошлом трактористы, как муж Семен Иванович (царство ему небесное), мать не забывают и в помощи не отказывают, как и дочь Татьяна. Однако баба Зина сама себе командир, даже дрова самостоятельно заготавливает. Хозяйство у нее сейчас маленькое: десяток курочек, петя-петушок, кошка Мурка с котятами да собака Муха. Для экономии тепла, чтобы весь большой дом не протапливать, баба Зина перебралась на кухоньку.

Здесь, у теплой печки, заставленной чугунками, баба Зина рассказывала нам, как раньше отмечали в Рождественке Рождество. Проходило это шумно, весело, с фейерверком. И непременно колядовать ходили. Становились под окнами и пели:

Щедрилочка щедрувала,
Пид виконца припадала.
Щедрику, ведрику,
Дайте варенику,
Грудочки кашки,
Кинчику колбаски.

В кратком пересказе с украинского на русский - просили под окошком подать вареник, немного кашки, кусочек колбаски. Впрочем, хозяева одаривали «щедрика» от всей души: и пирогом, и гусем с яблоками, и сладостями. Народ жил небедно.

Сейчас в Рождественке под Новый год тоже колядуют. Хлопцы ходят по дворам и распевают: «Сею, сею, посеваю. С Новым годом поздравляю!». Считается, что первым нужно непременно пустить в дом парня, на крайний случай - собаку, только не девушку. Откуда такая дискриминация прекрасного пола - никто не знает.

Школьники в ночь перед Рождеством отправляются по дворам петь: «Сею, сею, посеваю…». И тем самым желать своим землякам благоденствия, богатства, процветания.