Бой с тенью
Автостояночный бизнес во власти стихии Проверка, проведенная специалистами комитета по торговле и защите прав потребителей администрации Приморья, показала: подавляющее большинство автостоянок края действует с нарушениями. Из проинспектированных 40 стоянок нареканий не вызвали лишь четыре. Между тем, как заметила председатель комитета Марина Симакина, за последние несколько лет количество автостоянок в Приморье выросло вдвое.
Автостояночный бизнес во власти стихии Проверка, проведенная специалистами комитета по торговле и защите прав потребителей администрации Приморья, показала: подавляющее большинство автостоянок края действует с нарушениями. Из проинспектированных 40 стоянок нареканий не вызвали лишь четыре. Между тем, как заметила председатель комитета Марина Симакина, за последние несколько лет количество автостоянок в Приморье выросло вдвое. Вопросы защиты прав потребителей, применения контрольно-кассовой техники, налогообложения, трудового законодательства и т. д. обсуждались на семинаре, прошедшем в стенах «Белого дома» в среду. Помимо представителей власти в нем приняли участие более 80 представителей стояночного бизнеса из различных муниципальных образований края.
Откровений никто не ждал: в том, что стоянки зачастую находятся в налоговой «тени» и не очень тщательно соблюдают утвержденные правительством правила оказания услуг, ничего нового нет. По словам консультанта упомянутого комитета Людмилы Кузнецовой, целый ряд стоянок появились и действуют стихийно, то есть незаконно. У других, более цивилизованных, расчеты с клиентами ведутся «абы как», отсутствуют документы о приеме охранников на работу, равно как и вывески с указанием юридического статуса стоянки. Короче говоря, этот вид бизнеса крайне разрегулирован и стихиен, с чем государство мириться не хочет.
Подполковник милиции Александр Баскаков, замначальника отдела ДПС и розыска управления ГИБДД УВД Приморского края, обращает внимание на криминальный аспект. За прошедшие 11 месяцев уходящего года в Приморье произошло 2480 краж автотранспорта. Порядка 70 проц. от названного числа пришлось на хищения транспорта, брошенного на улице или под домами, главным образом в ночное время. Однако 67 автомобилям (из них 44 - во Владивостоке) «приделали колеса» прямо на платных охраняемых стоянках. Сравнительно немного, но… Ради справедливости заметим, что еще три года назад с владивостокских стоянок угоняли почти в три раза больше.
Главная проблема, по мнению Баскакова, в том, что с клиентами не всегда заключается договор и отсутствует контроль за выездом транспорта с территории стоянки. Свежий пример: в ночь с 8 на 9 декабря популярный у угонщиков внедорожник «Тойота-Лендкрузер-Прадо» был похищен с одной из стоянок в Первомайском районе Владивостока. Сторожа не смогли даже сказать, во сколько машина покинула стоянку!
Незаключение трудовых договоров с охранниками плохо не только потому, что является нарушением закона. Сотрудники ГИБДД знают случаи, когда профессиональные угонщики специально устраивались на стоянки, пользуясь безалаберностью руководителей, и вскоре благополучно уезжали на приглянувшихся автомобилях. Зима таким «сторожам» только на руку: некоторые доверчивые автовладельцы оставляют на стоянке ключи зажигания, дабы охранники не дали машине замерзнуть, а утром хозяина встретили бы уже прогретый двигатель и теплый салон. Такую практику госавтоинспекция не приветствует. Либо вставайте пораньше и раскочегаривайте мотор сами, либо потратьтесь на сигнализацию с автоподогревом.
Отдельная статья - надлежащее освещение. На Военном шоссе, например, как-то ночью угнали со стоянки «крузак», выломав для этого несколько пролетов ограждения. Охранники хватились только утром…
Обычно при обсуждении проблем той или иной сферы экономики эксперты в один голос ссылаются на несовершенство законодательной базы. Похоже, это не тот случай: нормативных документов, регламентирующих деятельность автостоянок, участники семинара насчитали целых 12, начиная с упомянутых выше правил и заканчивая рядом федеральных и краевых законов о защите прав потребителей, применении контрольно-кассовой техники и т. д. Хромает не столько закон, сколько его исполнение: везде свои порядки, а «правильных» стоянок - очень мало. Не везде стоянки вообще имеются. Вот и приходится доверять машину случайным в общем-то людям. Не нравится - ставь под окно, если с нервами все в порядке. Спрос даже на незаконные автостоянки во Владивостоке будет всегда - такова специфика нашего автомобильного города.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»