А что ж это я сижу?
“От тюрьмы да от сумы не зарекайся” - эту поговорку не раз и не два вспомнил Лоцман, когда читал – и, надо признать, не без интереса – произведение Сергея Мавроди.
Сергей Мавроди. “Тюремные дневники, или Письма к жене”. Издательство “ООО “ТЭНСИЛ”.
“От тюрьмы да от сумы не зарекайся” - эту поговорку не раз и не два вспомнил Лоцман, когда читал – и, надо признать, не без интереса – произведение Сергея Мавроди.
Что это за персонаж и какую роль он сыграл в супермегаперфомансе под названием “Становление новой России”, не знают разве что пятилетние дети. Все остальные еще помнят либо Леню Голубкова, либо “А что ж это я сижу?”, либо “МММ – нет проблем”, ну и все, что было дальше.
Помнят и ажиотаж, поднятый вокруг ареста Мавроди, хотя, надо справедливо заметить, после обвала ГКО крушение пусть и всероссийской, но все же частной и небольшой фирмы уже не выглядело столь катастрофическим. Государство поимело своих граждан в куда более обширных масштабах, чем Сергей Мавроди…
Кстати, в своих собственных глазах, как нетрудно понять, прочитав буквально первые строки эпохального произведения, Мавроди – практически невинная жертва, пострадавшая не пойми за что. В его дневники даже вставлена большая и ужасно умная статья по экономике, где как дважды два доказывается: МММ вовсе не шло к краху, если бы все немного потерпели, все было бы чудно, а вот не потерпели, вмешали государство – сами виноваты…
Впрочем, задача данного обзора – все же рассмотреть литературные достоинства сего труда. Так что там есть из литературы? Некий стиль, этого не отнять, присутствует. Образованный человек, прочитавший сколько-то книг в своей жизни, Мавроди пишет достаточно самобытно, а кроме того, потрясение от пребывания в тюрьме, насколько помнит Лоцман, способно пробудить вдохновение. Ежедневное бытописательство, вероятно, служило автору своего рода уходом от реальности, норкой, где он мог вообразить себя наблюдателем, аналитиком процесса. Быт и нравы тюрьмы, а также собственно впечатления описаны ярко, вряд ли оригинально, но живо (количество слов типа “п****ц” на страницу текста впечатляет, впрочем, Лоцман делает скидку на некоторую экспрессивность автора, а также на условия его жизни в момент написания. Русский соленый, вероятно, самое подходящее в данном случае изобразительное средство). Что касается образов, то Лоцман с удивлением понял: все сокамерники Мавроди – от убийц до воров – прекрасные, замечательные люди, окружавшие автора всем возможным комфортом, и есть на свете только одни “буки-бяки” - работники пенитенциарной системы, а также прокуроры, следователи, судьи. Сюжета как такового в книге нет, впрочем, литературной частью Мавроди и не озадачивался. Книга из серии “день за днем”, и задачи у нее другие.
Лейтмотивом и основной идеей всей книги может послужить фраза из песенки “На волю, на волю, хочу я на волю”, а ее задача проглядывает сквозь сплетение слов довольно явно. И описывается также фразой из знаменитого фильма: “Не виноватая я!”. Кого и почему так хочет убедить в последнем Сергей Мавроди – вопрос уже не литературный…
Автор: Ваш Книжный Лоцман