Сокровища хунхузов
Впервые легенду о несметных сокровищах хунхузов, спрятанных где-то на островах залива Петра Великого, я услышал от одного научного сотрудника, когда работал в начале 80-х на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев».
Впервые легенду о несметных сокровищах хунхузов, спрятанных где-то на островах залива Петра Великого, я услышал от одного научного сотрудника, когда работал в начале 80-х на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев».
Затем история эта, с пиратами, погонями и стрельбой, невольно всплыла в моей памяти лет через 10, когда друзья рассказали мне, что однажды во время сбора грибов на острове Рикорда они встретили там странных «грибников» с миноискателем.
Вопрос о том, насколько правдив рассказ ученого, заставил меня обратиться к работам дальневосточных историков и исследователей.
Я был просто поражен тем, что в этих публикациях фамилии реальных исторических лиц того времени, многие факты, события и даты полностью совпали с сюжетом услышанной мною легенды.
По следам преступников
Хунхузы (хунхуцзы) - в переводе на русский язык - краснобородые. Вначале это слово использовалось в качестве одного из множества местных названий преступников. Но к XX веку так стали называть только китайских морских разбойников. Все свои награбленные драгоценности и золото хунхузы прятали в тайниках, устроенных в вырубленных шурфах на различных островах залива Петра Великого.
Погоня за уткой
Первое упоминание о существовании сокровищ хунхузов относится к 1868 году, когда русские войска при поддержке казачества провели ряд операций по выселению китайцев-золотостарателей с острова Аскольд.
Китайцев выселили быстро. Однако золота на Аскольде конфисковали всего несколько фунтов. Пленные пояснили, что все золото они регулярно сдавали своим хозяевам - хунхузам, которые и увозили его куда-то на своих шаландах.
Через несколько дней, когда операция по выдворению китайцев перешла с суши на море, на одной из захваченных шаланд хунхузов солдатами была обнаружена сумка с китайскими картами и документами, которые в срочном порядке для перевода и расшифровки были отправлены в Сучан. Однако до Сучана отряд не добрался. Его настигли хунхузы, бросившиеся в погоню за документами. Русские воинские части вновь догнали и разбили «краснобородых», но бумаги, ради которых начиналась эта война, исчезли вместе с отрядом.
Лишь со слов безграмотных солдат, ранее видевших эти карты, стало известно, что на них изображен остров, напоминающий своими очертаниями плывущую утку.
Полцарства за коня
Владивостокские власти не оставили затею добраться до сокровищ. По всему Приморью была объявлена широкомасштабная охота на хунхузов.
Безрезультатная охота за флибустьерами и богатством продолжалась более 25 лет. И только в 1896 году наконец следы сокровищ объявились вновь.
Летом 1896 года отряд 10-го линейного батальона и 20 льготных казаков под Уссурийском догнали и разбили банду хунхузов. Отряду удалось захватить в плен главарей банды, которые при допросе были очень удивлены, когда их стали спрашивать о столь желанных картах. Они были уверены, что бумаги находятся у русских, ибо исчезли после зачистки на острове Русском в 1882 году. Начавшееся полицейское расследование установило, что сумку с бумагами в качестве сувенира действительно присвоил один из казаков. Но, увы, к этому моменту бумаг у него уже не было. Он продал их за 500 рублей какому-то проезжему купцу-иностранцу. 500 рублей - это стоимость хорошего строевого коня, тогда как рабочая лошадь стоила максимум 200, а корова - 25 рублей.
Доверьтесь профессионалу
История умалчивает, какое наказание понес казак, однако слух о существующих сокровищах получил большую огласку.
В Приморье появились первые фанаты-кладоискатели. Одним из них по праву считается армейский офицер Павел Шкуркин, который, заинтересовавшись историей сокровища хунхузов, 20 мая 1903 года поступил на службу помощником владивостокского полицмейстера.
В первую очередь Шкуркин решил обследовать близлежащие острова и избавиться от «конкурентов». 25 июля он во главе отряда из 32 солдат отправился на о. Попова, в бухту Халовей, на операцию по уничтожению банды хунхузов. Во время перестрелки Шкуркин был ранен, но, несмотря на это, все допросы и дознания провел лично и по всей видимости достаточно результативно. Он был награжден золотыми часами, а военный губернатор Владивостока распорядился передать ему все дела по китайскому населению города.
Шкуркин был уверен, что даже если оригиналы карт сокровищ и уехали за границу, то в любом случае в Приморье остались их копии. Но где именно?
Китайско-грузинский конфликт
В конце 1907 года во Владивостоке по донесениям полицейской агентуры вдруг один за другим нелегально объявились известнейший главарь хунхузов Чжан Цзолинь, ставший впоследствии маршалом и губернатором Маньчжурии, и признанный авторитет китайского преступного мира, также будущий генерал маньчжурской армии Чжан Цзунчан. Появление этих высокопоставленных бандитов могло быть связано только с сокровищами. События, подтверждавшие это, следовали одно за другим: 5 февраля 1908 года на льду Амурского залива был обнаружен труп неизвестного, а в районе Миллионки было зафиксировано несколько перестрелок между китайскими бандами и бандой местных уголовников, возглавляемой рецидивистом Павлом Хундахадзе (Мжавия). После перестрелок и Чжан Цзунчан, и Чжан Цзолинь в срочном порядке покинули Приморье.
Шкуркин понял, что в охоту за сокровищами включился местный криминал. Было установлено, что погибшим неизвестным является предприниматель еврейских корней по фамилии Вишняк, попытавшийся наладить связи с уголовным миром. Получалось, что столь долгожданные бумаги и карты теперь находятся в руках Хундахадзе.
Срочно была разработана операция по задержанию банды. Ранним утром 28 февраля полиция произвела обыск в притоне Марии Шапоренковой на улице Алеутской. При осмотре квартиры полицейские обнаружили потайной ход в подвал, в котором под ворохом тряпок прятался сам Хундахадзе.
Все зло - от женщин
1 марта полиция в обнаруженном притоне провела повторный обыск. На этот раз там нашли ряд документов, доказывающих, что Хундахадзе-Мжавия находился в преступном сговоре со штабс-капитаном фон Бреннером.
В экстренном порядке военный комендант Владивостока дал разрешение на обыск квартиры этого офицера. В ходе обыска были найдены вещи, по описаниям похожие на те, которые находились в сумке с пропавшими на острове Русском бумагами. Но не обошлось и без трагикомедии: пока городовые охраняли самого штабс-капитана, его жена успела проглотить какой-то кусок бумаги с иероглифами и рисунками.
Неожиданный финал многолетних поисков выбил Шкуркина из колеи. После месячного запоя он подал рапорт об отставке и уехал из Приморья. Хундахадзе-Мжавия и несколько его сообщников были расстреляны. Фон Бреннер был осужден, уволен из армии и сослан.
Так неожиданно и глупо почти 100 лет назад были потеряны следы бумаг, открывающих тайну месторасположения несметных сокровищ хунхузов.
Утка всплывает снова?
Существует ли на самом деле это призрачное золото хунхузов? Однозначного ответа сегодня нет.
Вполне возможно, что существует и золото, и даже бумаги, ведь никто наверняка не знает, что же все-таки съела тогда на завтрак мадам фон Бреннер.
А возможно, это всего лишь красивая легенда. Хотя…
Кто знает, ведь дыма без огня не бывает, и если посмотреть внимательно на карту Приморья, то можно заметить, что очертания острова Рикорда, повернутые на 180 градусов, действительно напоминают плывущую утку.
Автор: Олег ЗИНЧЕНКО, «Владивосток»