За тех, кого приручили

Спор о том, что именно считать детской литературой, не нов и не оригинален. Можно ли читать малышу опус типа “бу-бу-бу да бе-бе-бе, сидит заяц на трубе”, а Пушкина или Тютчева – нельзя, потому что “он еще маленький, не поймет”? Или же наоборот, гордо отодвинуть в сторону любые “книжки-малышки” и с младых ногтей кормить чадо только общепризнанными образцами классической литературы?

26 нояб. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1663 от 26 нояб. 2004

“Изумруд, Мустанг-иноходец и другие…”. Серия “Жизнь замечательных животных”. Издательство “ОЛМА-ПРЕСС”

Спор о том, что именно считать детской литературой, не нов и не оригинален. Можно ли читать малышу опус типа “бу-бу-бу да бе-бе-бе, сидит заяц на трубе”, а Пушкина или Тютчева – нельзя, потому что “он еще маленький, не поймет”? Или же наоборот, гордо отодвинуть в сторону любые “книжки-малышки” и с младых ногтей кормить чадо только общепризнанными образцами классической литературы? Лоцман в этом споре, как и в многих других, придерживается умеренной точки зрения. Все зависит от того, с уважением ли к юному читателю написана книга, не желает ли автор пококетничать и позаигрывать с аудиторией. Ведь для юных и даже очень юных не стыдились писать ни Саша Черный, ни Лев Толстой, ни Александр Куприн. Писали так же, как для взрослых, только, возможно, чуть более ответственно, понимая, как отзывчивы молодые души, как чутки к любой фальши.

Книжки “про животных” мамы обычно покупают охотно. “Городские цветы” - наши дети лишены общения с живой природой, и потому о лошадях, например, в лучшем случае судят по диснеевским мультфильмам. А меж тем это гордое, прекрасное, грациозное животное воспето Иваном Шмелевым, Александром Куприным, другими классиками… Их рассказы правдивы, жизненны. Судьбы рысака Изумруда, беговой лошадки Мэри, мустанга-иноходца, Дымки - лошади ковбоя наполняют книгу, представленную в сегодняшнем обзоре. Издательство “ОЛМА-ПРЕСС” выпустило тематические сборники, посвященные и другим животным, но Лоцман, всегда преклонявшийся перед лошадью – верным другом и соратником человека, выбрал именно этот. И с удовольствием освежил в памяти строки далекого детства.

“Голова  Дымки опустилась к земле, он взвизгнул, будто хотел крикнуть: “Я тебя!..”. Загривок его рванулся кверху, по хребту прошла волна, так что седло изогнулось вдвое, потом стальные мускулы выстрелом прянули от земли, и тугой клубок, в котором сплелись человек и лошадь, взлетел в воздух и, казалось, долго в нем трясся, прежде чем снова опуститься на землю”.

В произведениях, вошедших в сборник, нет сюсюканья и умилительности. Каждое из них честно, без тени лицемерия, рассказывает о том, как тесно связаны в мире человек и животное, как зависят от нас братья меньшие и как иногда свою судьбу им вручаем мы. Человеческая подлость, всеразрушающее корыстолюбие, жестокость показаны беспощадно. Но главное в них другое - настоящая дружба между всадником и лошадью, неброская доброта, любовь и ответственность, описанные с мастерством, присущим только тем, кто по-настоящему любит лошадей.

Фраза о том, что мы все в ответе за тех, кого приручили, в последнее время повторяется так часто, что  набила оскомину, стала банальной. Возможно, прочтение именно этого сборника вернет вам и вашему ребенку понимание истинной сути слов Антуана де Сент-Экзюпери.