В мире людей обитает человек разумный - представитель животного мира
Встреча журналиста «В» с доктором биологических наук, профессором МГУ и академиком Российской академии естественных наук Николаем Дроздовым состоялась при весьма необычных обстоятельствах.
Встреча журналиста «В» с доктором биологических наук, профессором МГУ и академиком Российской академии естественных наук Николаем Дроздовым состоялась при весьма необычных обстоятельствах.
Прославленный ведущий популярной телепередачи «В мире животных» Первого канала посетил самый восточный зоопарк России в Елизово Камчатской области. И возле загона с двумя взрослыми самками северных оленей высказал заботу об их затянувшемся девичестве: «Без самца трудно, видимо, живется девушкам». Находившиеся рядом охотники восприняли его слова буквально, тут же связались со знакомыми оленеводами в Быстринском районе в самом центре Камчатки. Те отправились на «Буранах» в тундру и в диком стаде отобрали самого сильного половозрелого оленя. Спилили ему рога и на грузовике доставили из тундры в Елизово. Однако оленихи ухажера не приняли! Более того, своими рогами не просто отгоняли «парня», но даже сами нападали на «жениха».
- Николай Николаевич, вам не жалко оленя без рогов, ведь его ждет жестокое обращение со стороны рогатых избранниц?
- Тут надо знать биологические особенности северных оленей. Только у этого семейства оленихи носят рога. Северные олени-самцы в соответствии с законами природы во второй половине осени теряют рога. А у самок они остаются до весны. Что получается? Сильные самцы пробивают зимой копытами твердый наст в поисках корма. Беременные самки не могут сами пробить снег, зато рогами отгоняют добытчиков от лунок и питаются прошлогодней травой. Поэтому ничего страшного: в елизовском зоопарке у самок пробудился зов природы. После зимы самец нарастит новые рога и утвердит свою власть в маленьком гареме. Между прочим, есть в природе самцы-олени без рогов – тропические, например. Когда появляются сообщения, что анаконда или питон проглотил оленя, это не шутка. Тропический олень размером с собачку и без рогов.
- Существует утверждение: чем больше узнаешь людей, тем сильнее нравятся животные. Вы согласны с такой трактовкой?
- Конечно же нет. Люди – самый интересный вид животных. И мне люди как-то ближе. Хотя человек разумный порой ведет себя неразумно – вырубает деревья, убивает братьев меньших, вычерпывает без остатка рыбу, выкачивает из недр полезные ископаемые, загрязняет воздух и т. д. Понятно, когда колония мышей также все перекапывает в округе или стадо слонов превращает саванну в пустыню... С другой стороны, только нашим сородичам доступны любовь, поэзия и проза, вера, научные и технические достижения.
- Говорят, дельфины близки к человеку по интеллекту и, почти как люди, занимаются сексом ради удовольствия, а не только для продолжения рода.
- По-настоящему ни один дельфин не умеет любить. Однажды случайно встретившись, они забудут друг о друге, разойдясь как в море корабли. Не останется образа в воображении, не будут они ждать возвращения друг друга из дальнего плавания...
- Говорят, вы вегетарианец. От мяса отказываетесь принципиально, из любви к животным?
- Предпочитаю натуральную растительную пищу. И здесь пользуюсь солдатским принципом «поближе к кухне». Могу зайти к поварам и попросить что-нибудь из овощей. Красный или желтый перец, листья салата, огурец, морковку, даже небольшой вилок капусты. И резать не буду, сгрызу целиком. Вес не прибавляется, сытно и полезно для организма.
- А если угощают национальными блюдами…
- Из вежливости могу попробовать. Но по опыту знаю: уже после угощения гостеприимные хозяева такое могут поведать, из чего сделано блюдо! Поэтому предпочтение отдаю проверенной кухне. Вот экзотический плод попробую с удовольствием. Недавно был на игре «Последний герой» в Панаме, так старался питаться папайей, авокадо, манго. А вот бананы мне в Латинской Америке были неинтересны, по всей Москве их навалом.
- Как часто вам удается выбраться на российский Дальний Восток?
- В советское время такие поездки были регулярными. Стоило заказать на телевидении дальнюю поездку, ее старались выполнить. Не меньше четырех экспедиций в год внутри страны. Побывал на Командорах и Курилах, на Сахалине и Камчатке, в Якутии и на Чукотке, в Приморье и на Колыме… Причем везде есть какой-то знаковый вид животных. На Камчатке - бурый медведь или кижуч, сима, горбуша. На Командорах остается морская корова. Хотя самого животного давно нет, но бесценные кости и даже череп мне найти удавалось, и в музей поселка Никольский сдал столько, что можно собрать целый скелет. В Приморском и Хабаровском краях - тигр. На Амуре - калуга...
Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток»